Усть-Кутскую больницу показали чиновникам минздрава лицом. Почти получилось

Нареканий на работу Усть-Кутской районной больницы можно услышать предостаточно. Именно они и стали поводом для написания письменных обращений от жителей Усть-Кута, которые Екатерина Родионова, член регионального штаба ОНФ, взяла с собой, чтобы передать в министерство здравоохранения Иркутской области, отправляясь на региональную конференцию Общероссийского народного фронта. Прецедент был создан, и реакция областных чиновников от здравоохранения не заставила себя долго ждать.

Крик души пациентов и ответ минздрава

Стоит сразу оговориться, что массовые жалобы, переданные в министерство (а их было подано более двадцати) – это никем не спланированная акция, а что называется, крик души людей, которые считают, что организация приёма пациентов в районной больнице организована плохо. Так это или нет, должны были проверить Марина Макарочкина, начальник управления организации медицинской помощи министерства здравоохранения Иркутской области и Светлана Погодаева, заместитель начальника отдела организации медицинской и лекарственной помощи регионального минздрава, на встречу с которыми и были приглашены «жалобщики» 28 ноября 2017 в кабинет главного врача РБ Анатолия Ильина. Приехали не все, кто писал обращения, сославшись на рабочий день и занятость. Встреча началась с выступления Светланы Погодаевой, которая рассказала, что приём больных ведётся согласно разработанным правительством России стандартам, и врач должен их строго соблюдать. В выступлении также прозвучали упрёки в адрес пациентов, которые этих стандартов не знают, и предпочитают обращаться в больницу по старинке: заболело, значит, надо идти к врачу. А там запись, и если вы не экстренный больной, то можете и не попасть на приём в день обращения. Правда, в массе своей люди так и не могут понять, как именно можно запланировать болезнь, чтобы попасть к специалисту в назначенный день и указанное время, без долгого просиживания в очередях и траты нервов. Можно предположить, что в этом разночтении понимания, что такое болезнь и как нужно вести себя больному человеку и кроется причина непонимания между врачами и пациентами, и как результат, возникающие претензии друг к другу. Ну не хочет простой народ понять, что это прежде государственная система считала охрану здоровья населения одной из своих главных задач, а сейчас всё по-другому. Сегодня каждый гражданин сам ответственен за своё здоровье, и если случится несчастье заболеть, то он вправе рассчитывать лишь на минимум медицинских услуг, гарантированных государством. И этот минимум не зависит ни от врачей районной больницы, ни от главврача. Во всяком случае, врачи районной больницы в условиях, когда штатное расписание в районной больнице заполнено всего на 43%, делают всё возможное, чтобы облегчить страдания, вызванные болезнями. И как заметили представители областного минздрава, они проверили работу стационара районной больницы, и во время обхода ни единой жалобы со стороны лечившихся там людей не поступило.

Скользкое дело

Неплохую оценку чиновники от медицины дали и состоянию самого здания и помещений стационара. В условиях недостаточного финансирования на протяжении многих лет усть-кутская больница, по их словам, выглядит достойно. А с приходом нового министра, который успешно справляется с задачей по привлечению денежных средств из федерального бюджета, ситуация стала меняться в лучшую сторону в целом по области. Увеличилось финансирование ремонтных работ и оснащения учреждений здравоохранения региона. Почувствовали это и в районной больнице нашего города.

Но ряд замечаний представительницы минздрава все же выявили, и дали Анатолию Ильину свои  рекомендации по их устранению. В частности, с особым пристрастием они осмотрели входные группы в корпуса больничного комплекса. Крыльцо, ведущее в рентген-кабинет, расположенный в здании тубдиспансера, труднодоступно даже для здоровых людей, что уж говорить о людях с ОВЗ или, например, переломами ног. Оно очень крутое и выстелено скользкой кафельной плиткой. По хорошему, его нужно демонтировать и построить вместо него крыльцо, соответствующее всем требованиям. Однако эти работы можно провести только в рамках капитального ремонта, и пока финансирования на эти цели нет. Представительницы минздрава рекомендовали включить этот вид работ в план ближайшего капитального ремонта, а пока застелить это крыльцо и другие противоскользящим покрытием, а людей, имеющих переломы или другие проблемы с передвижением, направлять на рентгенологические исследования в кабинет, расположенный в здании основного стационара. Кроме этого Анатолию Кондратьевичу было рекомендовано рассмотреть возможность оборудования рентген-кабинета в поликлинике в микрорайоне «Лена», чтобы пациентам с переломами не приходилось ездить на снимок в другой микрорайон.  

Улучшить работу не увеличивая нагрузку

Чтобы дать объективную оценку работы районной больницы, нужно учесть два фактора, которые влияют на конечный результат. Первый – это оказание медицинских услуг, когда вы попали непосредственно на приём к специалисту. И здесь, как мы выяснили, врач действует в строго отведенных рамках закона. Но главные претензии людей в нашей районной больнице, связаны как раз с тем, что касается пребывания в больнице до того момента, когда откроешь кабинет специалиста. И главное недовольство людей вызывают очереди и неразбериха, с которой приходится сталкиваться в регистратуре. Марина Макарочкина и Светлана Погодаева утром 28 ноября посетили детскую поликлинику и должны были признать, что организация приёма детей имеет явные изъяны. Длинные очереди в регистратуру обусловлены недостаточным количеством окон, чтобы записаться на приём или получить медицинскую карту. В некоторых учреждениях области эту проблему решили кадровым усилением регистратуры. Руководству районной больницы также было рекомендовано обратиться в минздрав с просьбой ввести дополнительные ставки регистраторов. Из-за нехватки педиатров, специалисты ведут приём двух участков одновременно, но время рассчитано только по нормативу одного. Эта проблема тоже может быть решена даже в условиях кадрового дефицита. В первую очередь, по словам Макарочкиной и Погодаевой необходимо развести потоки пациентов, чтобы люди не толпились в одной части поликлиники, ожидая очереди в разные кабинеты. Увеличить время приёма на участках, без увеличения нагрузки на конкретных специалистов. Пути решения есть, все они были предложены Анатолию Ильину. Обратили внимание областные гости и на тот факт, что пациенты не приучены сдавать верхнюю одежду в гардероб.

Чудеса да и только!

Очень много жалоб в обращениях устькутян было на работу взрослой поликлиники. Её представители минздрава инспектировали после обеда уже вместе с усть-кутскими активистами ОНФ и журналистами нашего информационного портала, и картина, представшая нашему взору, была практически идеальной. Никаких очередей не было и в помине, в регистратуре работали пять окон, и возле каждого была вывешена информация для посетителей, чтобы он мог обратиться именно к нужному регистратору (эти позитивные изменения, вероятно, появились уже после передачи обращений устькутян в минздрав, так как до этого окон работало всего два).  В коридоре работал терминал для электронной записи, правда, проверяющие не видели, как минут за десять до их появления, этот терминал пытались привести в чувство две женщины в белых халатах, жалуясь на то, что программист должен находиться непосредственно в поликлинике. Но чудо случилось, и устройство заработало и без программиста. Открылся в поликлинике и кабинет доврачебной помощи, обратившись в который, можно взять нужную справку или направление, не умоляя очередников к узким специалистам «пропустить их на минуточку».

В кабинете медицинской комиссии нам показали маршрутные листы, которые упорядочивают процедуру её прохождения, и его работники искренне удивлялись тому, как люди могут жаловаться при такой безупречной работе. Однако, ещё несколько недель назад медосмотр в районной комиссии больше напоминал какой-то квест: пациентам нужно было самостоятельно запоминать кабинеты и время приёма врачей-специалистов, занимать и контролировать очереди к каждому из них, потратив на это несколько дней.

Проходя вместе с проверяющими по кабинетам, у активистов и нас, журналистов складывалось впечатление, что мы, попали не в нашу поликлинику, а в какое-то образцово-показательное учреждение, и тем, кто жаловался, должно быть стыдно за свои «необоснованные» претензии.  

Выход есть!

Однако некоторые недочёты представители минздрава усмотрели и здесь. Так, информация для пациентов, которую упаковали в мультифоры и обвешали все двери кабинетов, должна по мнению представителей минздрава, подаваться в более цивилизованной форме на специальных стендах. Общую очередь в лабораторию по забору крови должны распределить на три потока. В декабре 2017 года, как заверил главврач районной больницы Анатолий Ильин, в детской поликлинике не «Лене» откроется отдельный кабинет забора биоматериала. Беременные женщины также смогут сдавать анализы отдельно от общей очереди больных, прямо в женской консультации. Насколько будут учтены замечания, и насколько будет улучшена организация приема пациентов в поликлинике районной больницы, об этом можно будет судить спустя какое-то время.

Престиж роняют намеренно?

Но в этой истории есть еще несколько немаловажных факторов, которые оказывают существенное влияние на работу не только нашей усть-кутской районной больницы. И первый их них – это кадровый голод, который ощущается всё острее и острее. Не хотят ехать в Усть-Кут врачи, но выпускники вузов не хотят работать в государственных медицинских учреждениях и в других городах. И на встрече с общественностью представители областного минздрава сокрушались, что престиж профессии врача неизменно падает. Здесь, конечно, хотелось бы вспомнить, оптимистическое выступление министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, которая доложила правительству, что в здравоохранении что ни год, то наблюдаются улучшения и улучшения, а средняя зарплата врачей составляет аж 52 000 рублей. Вот только о том, что это зарплата не на ставку, а на физическое лицо, и этому «физическому лицу», чтобы заработать достойную зарплату приходится работать буквально сутками. И складывается впечатление, что федеральное министерство заинтересовано в том, чтобы скрывать истинное положение с зарплатами врачей, ведь если вскроется истинная картина, то станет очевидно, что майский указ, относительно повышения зарплаты медработников просто провален. Стоит ли удивляться при этом, что престиж профессии падает?! Может быть это не престиж падает, а выпускники вузов просто не хотят идти работать в государственные больницы на такие условия труда, ведь в платных поликлиниках, похоже, проблем с кадрами не наблюдается? И если государство ничего не предпринимает, чтобы изменить ситуацию к лучшему, то, возможно, оно первое и заинтересовано, чтобы постепенно людей приучить к платным услугам, и снять с себя бремя здравоохранения населения?

Куда смотрит муниципальная власть?

Сегодня чиновники от здравоохранения предъявляют претензии муниципальным властям, что они мало оказывают содействия по закреплению медицинских кадров на местах. Претензии, наверное, в чём-то обоснованные, но это с какой стороны посмотреть. Если муниципалитет готов три года оплачивать съёмное жильё приезжему врачу, то не вина муниципалитета, что зарплата медицинского специалиста не позволяет ему за три года накопить достаточно средств, чтобы обзавестись собственной квартирой, приобретя её в ипотеку. Вопросов в организации медицинского обслуживания накопилось, действительно, очень много, не все они могут быть решены на муниципальном и региональном уровне. Многое зависит и от тех законов, которые принимаются депутатами Государственной Думы и федерального министерства. И как ни горько говорить об этом, но пока они имеют возможность лечиться платно, в том числе и за границей, им не понять проблем, которые существуют в таких больницах, как усть-кутская.

Когда мы вместе, нас слышат!

Но не хотелось бы заканчивать статью на столь безнадёжной ноте. Как показал наш пример с массовым обращением в минздрав Иркутской области, система реагирует на жалобы, только нужно и нам, кто обращается к услугам районной больницы, формулировать свои претензии правильно. Можно обращаться с письменными претензиями непосредственно к главврачу Анатолию Ильину, если вы сталкиваетесь с нарушением ваших прав. Можно обращаться в страховую компанию, в которой вы застрахованы, контакты вы можете найти на бланке страхового полиса или на информационных стендах стационара и поликлиники. Изменить ситуацию враз, одним только посещением представителей минздрава, невозможно. Но её можно изменить постепенно при совместной работе граждан, работников медицинских учреждений и чиновником министерств регионального и федерального уровней, если они будут объедены одной целью – сохранение здоровья нации.

Авторы: Вера Таюрская и Екатерина Родионова

Фото: Екатерина Родионова

 

 

01.12.2017