4 ноября 2017 года в Усть-Кутском историческом музее состоялась осенняя встреча членов народного любительского творческого объединения «Даван», приуроченная ко Всероссийской акции «Ночь в музее». Проходила она в знаменательный день, когда в России праздновался День народного единства, а все православные отмечали обретение Казанской иконы Божьей Матери. Работников музея с этой иконой связывает своя удивительная история. В усть-кутской школе №6 хранился список с Казанской иконы Божьей Матери, который, очевидно, в начале прошлого века украшал храм в одном из сёл Верхнего Приленья, и чудом сохранился после массового закрытия культовых сооружений. Изображение было привезено в школьный музей одной из экспедиций, которую организовал историк-краевед Андрей Красноштанов. Там икону и увидела директор Усть-Кутского исторического музея Зинаида Тирская и предложила передать православную реликвию государственному учреждению на временное хранение, а руководитель школьного музея Тамара Баева её поддержала. Летом 2015 года состоялась торжественная передача Казанской иконы Божьей Матери построенному в Усть-Куте храму образа Спаса Нерукотворного. С тех пор эту святыню работники музея считают и своей заступницей и покровительницей.
Обычно на встречах, а они проходят раз в три месяца, даванцы обмениваются впечатлениями от того, как провели прошедшее время, представляют свои творческие работы, делятся планами на будущее. Не стала исключением и эта осенняя встреча. Председатель НЛТО «Даван», руководитель секции художников Василий Дьяков рассказал о своей поездке на Байкал. Художнику, который родился и вырос на берегах великого озера, больно было видеть, как не в лучшую сторону меняется экология этого уникального природного объекта, как в погоне за наживой люди уничтожают его природу. Василий Дьяков рассказал, как во время съёмок фильма «У озера», речь в котором как раз и шла о строительстве Байкальского целлюлозного комбината, на остров Ольхон приезжала съёмочная группа во главе с режиссёром Сергеем Герасимовым. Они встречались с местными жителями, и уже тогда старожилы говорили, что такой промышленный объект на берегу озера станет губительным для его уникальной флоры и фауны. И сегодня их страшные предсказания начинают сбываться. Падение уровня воды в Байкале, загрязнение акватории сине-зелёными водорослями, и недавние сообщения о массовой гибели нерп – разве это не повод, чтобы серьёзно задуматься о его дальнейшей судьбе? Что мы предпочтём: относиться к озеру как к средству извлечения денег, или как к величайшей природной ценности? Именно от того, какая модель отношения будет выбрана на государственном уровне, и будет зависеть сохранение или планомерное уничтожение Байкала.
А пока художники стремятся на его берега, чтобы запечатлеть его неповторимую красоту. Анжелика Половикова также этим летом посетила Байкал и открыла для себя Сараевский залив с его уникальным песчаным пляжем. Результатом поездки на пленер стали новые работы, одну из картин, осенний пейзаж, Анжелика представила коллегам-даванцам.
Было о чем рассказать на прошедшей встрече и фотографам Александру Добролюбову и Владимиру Гречко. Они приняли участие в фотоконкурсе, приуроченном к 80-летию Иркутской области, и по две их работы были признаны лучшими в своих номинациях.
Новые работы на прошедших встречах представили и мастера прикладного искусства: Александра Колосова, Марина Марисова и Снежана Кочеткова. Работы этих мастериц и их коллег по секции народных умельцев НЛТО «Даван» получили высокую оценку на областном конкурсе работ мастеров народных ремёсел «Сибирь мастеровая» и были отмечены дипломами, их вручила адресатам на прошедшей встрече руководитель НЛТО «Даван», директор Усть-Кутского исторического музея Зинаида Мифодьевна Тирская.
Нельзя не отметить ещё одно событие прошедшей осенней встречи в «Даване» - приём в ряды творческого объединения нового участника: Надежды Гомзяковой. Выставка молодой художницы поразила изображением мужских портретов всех присутствующих. Девушка предпочитает работать в технике чёрно-белой графики, портреты известных актёров она отправляет прототипам, и её творчество известно уже не только в России, но далеко за пределами страны. Василий Дьяков и Анжелика Половикова очень тепло отозвались о работах Надежды, порекомендовав ей не ограничиваться знаниями, полученными в Усть-Кутской школе искусств, и, чтобы профессионально развиваться, получить академическое художественное образование.
На прошедшей встрече шла речь о реализации проекта «Озеро с трубой», и результатах экспедиции на солёное озеро в районе Усть-Кутского курорта, состоявшееся в мае этого года, но эта история настолько увлекательна, что требует отдельного рассказа.
Автор: Вера Таюрская