Как быть, если заявленный на упаковке вес товара не соответствует действительности? На претензии покупателей продавцы зачастую не отвечают, особенно если речь идет о заводской упаковке. Если же товар расфасован в магазине, то администрация торговой точки может настаивать на «усушке-утряске». Кто прав, кто виноват и что с этим делать – разбираемся вместе со специалистом.
Накануне в нашей группе «Дежурный по городу» устькутянка Екатерина рассказала о том, что в одном из магазинов в центре города обнаружила недовес расфасованных товаров.
«Уважаемые горожане, делая покупки в магазине «В…» просите перевесить расфасованный товар. Обманывают жестко. Купила сегодня орехи, около 300 грамм. Пришла домой, взвесила, обманули меня на 30 рублей. А это 120 рублей с килограмма. Пошла обратно с весами. Без разговоров вернули деньги, сославшись на неправильную работу весов. Я пошла перевешивать товар из ближайшего холодильника, а там обман на каждой позиции. Смотрите фото.
Также жестко обвешивают в «С…..е». Просите перевесить при вас на кассе, будете удивлены. Одно время сильно обвешивали в «…», после звонка руководству перестали. Надо проверить будет, как сейчас. Но вообще будьте бдительны в любых супермаркетах, и магазинах, где взвешивают товар не при вас, особенно», - написала Екатерина.
Наш консультант юрист Жанна Бельнова на примере этого обращения рассказывает, как действовать в подобных ситуациях.
ВЗВЕШИВАЙ СРАЗУ!
Первое, на что обращает внимание юрист – взвешивать товар, вес которого вызывает сомнение, нужно сразу в магазине. Для этого в каждой торговой точке установлены контрольные весы. Если их нет – это грубое нарушение правил торговли. Правда, проконтролировать массу товара, когда вес продукта меньше 40 г, сложно – большинство торговых весов, которые установлены в магазинах, для этого не подходят. И все же, администрация магазина должна «разруливать» все спорные вопросы, возникающие с покупателями.
- Если вас обвесили или обсчитали в продуктовом магазине – сразу обращайтесь к администрации магазина. Зачастую сам продавец без лишних вопросов возмещает вам разницу. Екатерина поступила правильно: вернулась в магазин с товаром и весами. Вероятно, именно поэтому администрация торговой точки без возражений вернула ей деньги. Тем более, что магазины не заинтересованы в жалобах и дополнительных проверках, поэтому стараются соблюдать законодательство и удовлетворять претензии покупателей в добровольном порядке, - говорит Жанна Бельнова.
Если же администрация торговой точки отказывается идти навстречу, то отчаиваться не стоит. Первое – потребуйте книгу жалоб и предложений, зафиксируйте в ней нарушение, сфотографируйте, а после этого – пишите жалобу.
– Написать жалобу в Роспотребнадзор можно дистанционно через сайт Роспотребнадзора. В жалобе укажите свои данные, контактную информацию, адрес торговой точки, а также точное время, когда было зафиксировано нарушение. Подробно опишите саму проблему: на каком основании администрация магазина отказала вам в возврате денег или товара, либо другую причину, которую озвучили вам сотрудники торговой точки, – объясняет юрист.
ВАЖНО: В соответствии со ст. 466 Гражданского кодекса РФ покупатель имеет право:
– требовать доложить ему недостающий по весу товар;
– вернуть деньги, за несоответствующий по весу товар.
«ТОВАР УСОХ И НЕИСПРАВНЫЕ ВЕСЫ» - НЕ ОПРАВДАНИЕ
Есть ли документы, регламентирующие граммы на «усушку-утруску». Есть. Каждый сотрудник торговой точки должен знать, что существует нормативный документ, определяющий общие требования к количеству фасованного товара. Поэтому слова о том, что товар «усох» - всего лишь слова.
– В СТБ 8019-2002 определены все допустимые недовесы. Но тут следует понимать, что, к примеру, если на упаковке товара заявлен вес от 50 до 100 г, то недовес не может превышать 4,5 г, для 200 г - 300 г, соответственно, 9 г, а при весе товара от 500 г до 1 кг – всего лишь 15 г, - поясняет Жанна Бельнова.
Юрист уточняет, если речь идет о товаре в заводской упаковке – ответственность все равно несет магазин. Он принял товар у поставщика, а значит, и условия игры. Магазин вправе обратиться к поставщику или производителю с претензией, но ответить перед покупателем придется все же представителям торговой точки.
ВАЖНО: Недовес касается не только продовольственных товаров, но и, к примеру, строительных материалов. Роспотребнадзор при перевесе цемента, упакованного российским производителем в бумажные мешки, при массе товара в 25 кг, обнаружил в каждом недовес по 300 г. Поэтому – не переплачивайте «за воздух», а контролируйте количество товара самостоятельно, взвешивая товар на контрольных весах.