Как защитить ребенка от педофилов, научить его правилам безопасного поведения, действиям в различных ситуациях – об этом должны рассказывать в образовательных учреждениях.
С сентября этого года за школами России на законодательном уровне закрепили воспитательную функцию. В июле 2020 года законопроект подписал Владимир Путин. Все образовательные организации должны были разработать программы воспитания и выставить их на сайты. Причём не только школы, но и детские сады. Каждая организация формирует программу, благодаря которой жизнь детей наполнится не только знаниями, но и станет более комфортной, поможет развиваться им как личностям.
Воспитательная функция становится одной из самых главных в образовательном процессе, считает Уполномоченный по правам ребёнка РФ Анна Кузнецова. В школе и саду дети проводят большую часть дня, поэтому здесь заинтересованы все стороны.
– Если в семье проблемы с воспитанием – мы знаем, что школа здесь придёт на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать, – сказала Анна Кузнецова.
Важно, что в законопроекте, который инициировала Анна Кузнецова, предусмотрено пожизненное наказание для педофилов. Сейчас документ на рассмотрении в Госдуме. Но и школа не должна оставаться в стороне. Именно учителя и воспитатели могут рассказать детям о правилах поведения в случае опасных ситуаций, – считает Уполномоченный по правам ребёнка Иркутской области Татьяна Афанасьева, – они могут научить воспитанниках быть бдительными, внимательными, осторожными. При этом необходимо не перейти эту тонкую грань – не создать вокруг детей вакуум страха и научить их распознавать опасность.
Есть и другой, не менее важный аспект в воспитании. В образовательных учреждениях должны знать, как решать проблему травли. У педагогов Иркутской области такой опыт уже есть, но его надо развивать
– Когда решаем проблему буллинга в конкретном случае, воспитательная роль школы и тренируется, мы наставления даём, как и что решать. Тут ещё и направление работы – создание служб примирения, медиации. В некоторых школах у нас эти службы работают не только на бумаге, а реально помогают. В идеале, такие службы должны быть в каждой школе, нужны профессионалы, квалифицированные медиаторы, которые умеют проводить процедуры. Мы в начале пути, – поделилась Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области.