Что такое судьба? Предначертание, предназначение, от которого не уйти. Так случилось и в жизни Григория и Натальи Коваленко, которые вместе уже более сорока лет, а познакомились на БАМе.
Родился Григорий Николаевич на Украине, после школы прошёл курсы электросварщиков. Отслужив в армии, работал в Николаеве по профессии.
В апреле 1974 года услышал про строительство порта Находка, захотелось проявить себя, быть полезным. Молодежь на такие стройки попадала по направлениям, за направлением поехал и Гриша, в трест «Николаевжилстрой», да не один, а с товарищем. К большому разочарованию ребят, они получили отказ.
Говорят, что в мире нет ничего случайного. В правдивости изречения друзья смогли убедиться сами: кто бы мог подумать, но именно в этот день они встретятся с работником обкома, который сообщил им о том, что началась новая всесоюзная стройка — от Байкала до Амура. К парням предъявлялся ряд требований: наличие военного билета и отменного здоровья и отсутствие штампа в паспорте и проблем с правоохранительными органами. Григорий долго не раздумывал, согласился. Получил расчёт, дали путёвку на строительство железной дороги, а куда ехать — кто ж его знает? И как ехать без благословения родителей? Они жили в селе, про решение сына — ни сном, ни духом. Приехал к отцу держать совет. Тот решение сына одобрил. Только тогда и признался Гриша, что не советоваться приехал, а попрощаться, уж и билеты давно куплены.
В двадцатых числах апреля отправился в путь. Доехал до Киева, а там — дальше, до Краснокаменной. В грандиозной стройке участвовали представители всех национальностей. Добровольцев из Украины набралось чуть больше 40 человек (по два из каждой области), а всего ребят было, включая гостей съезда, больше семисот. Гостями XVII съезда стал и прибывший из Украины отряд, даже нагрудные значки были другие, не такие, как у участников. Расселились по двум гостиницам: «Северная» и «Алтай». Получили форму студенческих стройотрядов. Всё было непривычно, очень волнительно. Дни — расписаны по минутам. Посмотрели Москву,получили красное знамя.
И снова проводы, на этот раз в столице. Митинг, выступления высокопоставленных лиц. «Не протолкнуться, — вспоминает Григорий Николаевич, — все кричат: «Ура! Ура!», и мы кричим вместе с ними». Тогда парням и объявили, что часть добровольцев поедет в г. Шимановск Амурской области на строительство важного промышленного предприятия, а часть — в Сибирь. «Подогнали спецпоезд, — рассказывает Григорий Николаевич, — посторонним при посадке не прошмыгнуть, кругом оцепление». Наконец состав тронулся…
Прибыли на Лену. Удивились: народу полным-полно, и все ветками хвойными машут, встречают (Григорий тогда сразу и не понял, что ветки эти — кедровые, никогда раньше не видел). Первым делом покормили. Потом повели в баню. Переночевали в вагоне. Утром ахнули: на Украине уже сады цветут, а здесь в начале мая снег пробрасывает.
Повезли всех в аэропорт: предстояло лететь в Звёздный. Совсем как в песне, — заволновался бамовец, - «Над Звёздным кружит наш вертолёт». Шумящее, «Зелёное море тайги» из-за лежащего в сопках снега выглядело серым.
Вдруг за деревьями показались ряды палаток… Посчитали: 24. Их для ребят подготовили первопроходцы.
Вертолётная площадка находилась в устье реки Нии, там, где она впадает в Таюру. Палатки большие, похожие на военные, стояли на берегу Нии. В каждой — кирпичная печка, в два ряда кровати, тумбочки. На следующий день принимали на работу, прямо на улице. А что? Документы все с собой.
Отряд разделили на бригады: плотников и лесорубов. Парень только затылок почесал: вот незадача! Вырос-то в степи, с лесом дела не имел никогда. К новеньким приставили инструкторов. Первым прорабом участка был Валерий Лазик. Работа шла споро. В сторону станции Ния били просеку.
Григорий Николаевич работал на трелёвщике, чекировал лес. Старался помочь ребятам. Однажды, когда вырвавшееся из рук бревно увлекло за собой, чудом остался жив, но об этом говорить не любит.
Потихоньку налаживался быт: котлопункт сменила столовая (там проводились комсомольские свадьбы). Молодёжь бегала на танцы в сколоченный из досок клуб «Таёжник». Приезжал к бамовцам театр «Молодая гвардия». Частыми гостями были корреспонденты, Григорию даже удалось через них поздравить с днём рождения родных: по громкоговорителю передали песню. Сельчане долго вспоминали этот случай.
Из палаток работяги переселились в общежитие. Грише повезло, он попал в одну комнату с легендарным Сашей Бондарем. Ездили бамовцы и в отпуск. Один из друзей Григория вернулся в Звёздный с женой, за ней на БАМ потянулись сёстры. Одну из них и приглядел Гриша. Уехал в Липецкую область, в город Елец — учиться на машиниста электростанции. Наталья (так звали девушку) штукатурила. Ждала жениха. Через полгода приехал, машинистом дизельного и компрессорного оборудования. Со свадьбой тянуть не стали, но не обошлось без курьёза. На покупку свадебных платьев, колец давали талоны. Григорий невесте колечко купил, а себе подобрать не смог. Так что ж, без кольца жениться? Выручил тот самый Саша Бондарь, дал на регистрацию своё. Потом с этим «счастливым» кольцом ещё несколько пар регистрировались, и ни одна не развелась! Молодые стали «везунчиками» и в квартирном вопросе: им выделили отдельны й вагончик. А что ещё для жизни надо?
К Новому году в Звёздном поставили вышку, под связь пробивали визиру. Тракторами по зимнику притащили огромную (90 тонн веса) электростанцию.
Из СМП-266, начальником которого был Рейнгольд Миллер, Григорий Николаевич перешёл в Восточно-сибирское управление механизации, там и трудился до 1980 года. Семья получила квартиру в деревянном доме, родились дочки.
А прошла пора электростанций — вернулся в СМП. В 1989 году устроился на РЖД электромехаником тяговых подстанций. В 1990 перебрался в город: трудился на тяговой подстанции Якурима.
Когда в «Мостоотряде» получили квартиру, жена с девчонками так обрадовались! Вот и остались здесь и ни о чём не жалеют.
В нестабильные годы пришлось крутиться как белка в колесе: семью надо содержать. И сейчас без дела бамовец не сидит: движение — это жизнь.
Супруги Коваленко — ветераны труда, награждены юбилейными медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Помогает Григорий получить награды и другим строителям БАМа. Правда, из всего отряда осталось 13 человек.
Так они и связаны: Григорий Николаевич, Наталья Николаевна и БАМ. Судьба, и не иначе.
Анна Алексеева
Фото: Андрей Чумаченко и из архива семьи Коваленко