Пока гром не грянул

Усть-кутские старожилы ещё помнят паром, который курсировал с одного берега Лены до другого, и был единственным способом перебраться в микрорайон «Старая РЭБ» и обратно в «Речники». И какой же радостью для жителей правого берега было строительство автомобильного моста! Строили его подразделения бывшего треста «Мостострой-9», ввели в эксплуатацию в 1989 году. С тех пор он верой и правдой служит устькутянам и не только им: по нему идёт автомобильный транспорт в посёлки Звёздный, Ния, Казачинско-Ленский и Киренский районы, республику Бурятия и дальше на Восток. Сегодня за его содержание отвечает Дорожная служба Иркутской области, и дальше речь пойдёт о том, как она это делает.

Никто не станет спорить, что долговечность того или иного объекта во многом зависит от способа его эксплуатации и условий содержания. При внимательном уходе и своевременном ремонте любой механизм или строение способно бесперебойно работать сверх отведённого по нормативу срока эксплуатации, а при наплевательском отношении оно вряд ли дотянет и до окончания нормативного. И если посмотреть на отчет, выполненный ОМС ДМ ОАО «Иркутскгипродорнии» по итогам обследования моста через реку Лена в августе 2013 года, то результаты его шокируют от наглядности технической бесхозяйственности и равнодушного отношения со стороны руководства Дорожной службы Иркутской области. Объяснить это отчасти можно: объект находится у региона на отшибе, соединяет автотрассу регионального значения, большого грузопотока не имеет, так чего на его содержание тратить средства, которых на более важные объекты не хватает, поближе к областному центру. Понять это можно, но не принять, потому что для города Усть-Кута и Усть-Кутского района этот мост необходим как воздух. На правом берегу находится микрорайон «РЭБ»: топливо для местного теплоисточника, продукты питания и товары первой необходимости для жителей можно доставить только по этому мосту, по нему же ходит автобус, ходят и ездят местные жители. Вниз по реке расположено несколько дачных кооперативов, посёлки Ния и Звёздный, вверх – деревня Турука. В случае чрезвычайной ситуации, связанной с разрушением переправы, несколько тысяч человек окажутся отрезанными от центральной части города. А возникновение такой ситуации весьма вероятно, судя по изношенности некоторых конструктивных элементов моста.

Но оставим эмоции и обратимся к документам, которые попали в распоряжение нашей редакции. Вот несколько сухих выдержек: «При сопряжении пролетного строения №2 и подхода №2 образовался недопустимый угол перелома в очертании продольного профиля проезжей части – 73%. Данный дефект представляет серьезную угрозу для безопасности автомобильного движения». «В конструкции ДШ расположенного над опорой №5 отсутствует перекрывающий металлический лист (полностью на левой половине проезжей части), что открыло деформационный зазор шириной 0,25 м. При попадании колес автотранспорта в зазор деформационного шва возникает дополнительная динамическая нагрузка на пролетное строение, опорные части и ниже расположенные конструкции, что также представляет серьезную опасность для движения по сооружению». «В целом из-за присутствия дефектов сильно снижающих безопасность движения, состояние мостового полотна можно оценить как неудовлетворительное». Заметим, что неудовлетворительным состояние моста было признано ещё в 2013 году, и эти пять лет он не находился в законсервированном состоянии, а эксплуатировался, с ежегодно возрастающей нагрузкой. 

Что было сделано за прошедшие пять лет, чтобы не допустить ухудшения эксплуатационных характеристик моста через Лену? На этот вопрос ответила Инна Николаевна Гафурова, эксперт дорожного хозяйства:

- После проведённого обследования были предприняты ряд мер, чтобы не допустить дальнейшего разрушения мостовых конструкций. Отремонтировано асфальтобетонное покрытие проезжей части, окрашены металлические перильные конструкции, частично отремонтированы тротуары, установлены знаки ограничения скорости и массы проезжающего автотранспорта. Нагрузка была снижена с проектных - НК - 30 до 25 тонн, в одиночном порядке по схеме НК-80 по мосту может двигаться транспорт допустимой общей массой 80 т.

Проектом Государственной программы Иркутской области по реализации государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства на 2019 – 2024 г.г. запланирован ремонт моста через реку Лена на 2021 год, в связи с чем ОГКУ «Дирекция автодорог» в 2019 - 2020 г.г. планирует заказать проектно-сметную документацию на ремонт моста, в состав которой будет входить и обследование сооружения.

Как видим, обследование моста пройдёт в 2019 году, некоторое время понадобится, чтобы составить отчёт и разработать план мероприятий по его ремонту, процедура может затянуться ещё на год. Движение по мосту между тем не остановится, и уже сегодня каждое утро по нему идут гружёные лесом машины, каждая примерно по 60 тонн, караваном по несколько машин подряд. Об этом свидетельствует видео с камеры видеонаблюдения, установленной напротив выезда с моста, попавшее в распоряжение нашей редакции. Видеозапись состоит из трёх частей, снятых в разные дни (доступна она прямо под этим материалом). Как видно, условие, что если по мосту идет большегруз, то никто другой въезжать в этот момент туда не должен, не соблюдается. А если не соблюдать строгих ограничений при эксплуатации, не исключено, что единственный автомобильный мост через Лену постигнет та же участь, что и его собрата в районе острова Домашний. В последние годы его эксплуатации, перед тем, как во время ледохода обрушился один из его пролётов, по нему активно передвигались большегрузные машины: ограждение, препятствующее проезду большегрузного транспорта, было убрано владельцами земельных участков на берегу Куты, которые в то время вели активное строительство жилых домов. Вопреки ограничению по массе, они завозили по нему строительные материалы, и никто не обращал на это внимания, пока не случилось беды. К счастью, тогда обошлось без жертв, но последствия этого ЧП до сих пор негативно сказываются на жизнедеятельности города.

Мнение Валерия Уласика, мостостроителя с большим стажем, ветерана-бамовца, в этом вопросе категорично: мост содержится с явными нарушениями, что существенно снижает его эксплуатационные характеристики. Бьют тревогу в связи с неудовлетворительным состоянием моста и местные власти. Озабоченность его состоянием высказал глава Усть-Кута Александр Душин: «Однозначно, движение большегрузов по мосту должно быть под особым контролем. Сейчас, мы принимаем меры, чтобы совместно с сотрудниками ГИБДД пресечь нарушения со стороны перевозчиков. То, что сейчас происходит – безобразие. Можно сказать, РЭБовский мост должен быть под охраной».

Мэр Усть-Кутского района Тамара Климина в начале ноября этого года направила письмо в адрес министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, где перечислила негативные последствия, которые возникнут, если случится аварийная ситуация. Ответ пришёл в начале декабря, в нём говорится, что «предусмотрен ремонт сооружения в 2021 году, в 2019 году будет разработана проектно-сметная документация, в которую входит обследование сооружения». 

Ремонт предусмотрен в 2021 году, но до него еще нужно дожить, а главное, ленский мост должен выдержать и не рухнуть под тяжестью увеличивающейся нагрузки, несмотря на все ограничения. В данной ситуации только ГИБДД имеет реальные полномочия, чтобы прекратить по нему движение большегрузов и лесовозов. Хочется надеяться, что совместными усилиями ГИБДД, районной и городской администраций удастся избежать развития худшего сценария.

Автор: Вера Таюрская

Фото и видео: ООО "Связь"


Видео


baikal university

пн вт ср чт пт сб вс