Руководство Бурятии показало делегации Совета Федерации Улан-Удэнскую ТЭЦ-2, чтобы убедить её в необходимости завершения строительства объекта. На достройку ТЭЦ-2 требуется не меньше 30 миллиардов рублей, и власти региона надеятся получить финансирование из федерального бюджета.
23 августа в Улан-Удэ прибыла делегация сенаторов Совета Федерации, и первым объектом, который она посетила, стала Улан-Удэнская ТЭЦ-2. На следующий день состоялось совещание по теме развития энергетики в Бурятии, где участники обсуждали в том числе необходимость завершения строительства. По итогам совещания глава республики Алексей Цыденов сообщил, что проект получил поддержку коллег из Совета Федерации, но решения по финансированию пока нет.
«Предусмотрено, что ТЭЦ-2 будем строить в формате тепло- и электрогенерации. Пока еще нет решения по финансированию, но этот проект получил поддержку коллег из Совета Федерации, а это значит, что мы продолжаем по нему работать. При этом остается и ТЭЦ-1, только вместе они обеспечат закрытие потребностей города по теплу и по электроэнергии. Тепловая нагрузка немного перераспределится больше на ТЭЦ-2», — сообщил Алексей Цыденов.
Власти региона уже несколько лет пытаются решить проблему Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Ее начали строить в 80-х годах прошлого века, но строительство не завершили, и до сих пор она работает в режиме котельной. Она дает тепло жителям Октябрьского района Улан-Удэ, промышленным предприятиям, больницам и школам, обеспечивая около 30 процентов общего централизованного ресурсоснабжения Улан-Удэ. Основная же нагрузка остаётся на Улан-Удэнской ТЭЦ-1, которая работает с 1936 года. Она уже не покрывает все потребности города, и жители столицы республики страдают зимой от недогрева. Ее оборудование устарело, а состояние близко к аварийному. Из-за высокого износа оборудования ТЭЦ город в любой момент может лишиться теплоснабжения.
Поэтому ввод в работу ТЭЦ-2 жизненно важен: она возьмёт на себя часть нагрузки, снизит риски аварии в системе теплоснабжения и поможет улучшить экологическую обстановку в городе. Улан-Удэ входит в тройку городов с самым загрязненным воздухом в России из-за того, что ТЭЦ-1, мелкие котельные и частный сектор города отапливаются углём, сообщает сайт «Сибирский экономист».
На базе ТЭЦ-2 уже есть вся необходимая инфраструктура: площадка под строительство, соответствующая требованиям технологического процесса, дымовая труба, внешние инженерные сети и транспортные пути. По словам зампредседателя правительства Бурятии Евгения Луковникова, для полноценной работы ТЭЦ необходимо ввести две турбины с мощностью 230 МВт и четыре котла с тепловой мощностью 360 Гкал/час.
Несколько лет назад проект достройки ТЭЦ оценивался в 33 миллиарда рублей. Но найти инвестора ТГК-14, в собственности которой находятся ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, не смогла. Переход на метод альтернативной котельной власти Бурятии отвергли — это привело бы к росту тарифа для населения, а он и так достаточно высокий.
Как выглядит конкретный проект, который сейчас ТГК-14 и власти региона предлагают федеральному центру, — неизвестно. В пресс-службе правительства РБ ориентировочную стоимость всё ещё оценивают в 30 миллиардов (насколько экономически обоснованна эта сумма на данный момент — неясно). Председатель Совета директоров ПАО «ТГК-14» Константин Люльчев заявил, что проектирование могут начать в 2023 году, если будет ясен источник финансирования. И в этом случае ожидать завершения строительства можно в 2031 году. И руководство ТГК-14, и власти Бурятии надеются на финансовую поддержку из федерального бюджета.
«Модель финансирования настроена так, чтобы жители города Улан-Удэ и бюджет республики не почувствовали никакой дополнительной нагрузки, в том числе роста тарифов. 20% внебюджетные средства, а также средства институтов развития, привлечённые ТГК-14, остальные 80% могут быть выделены в рамках капитального гранта из федерального бюджета», — цитирует Константина Люльчева пресс-служба правительства Бурятии.
Также пресс-служба пишет: «Механизмом финансирования может стать соответствующее Постановление Правительства России. Такие документы уже работают по стране, примером могут служить Калининградская область (4 новых станции) и Республика Крым».