В рамках рабочего визита в Братск группы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области во главе с председателем Сергеем Соколом состоялось выездное расширенное заседание комитета ЗС по собственности и экономической политики. Заседание провел председатель комитета Николай Труфанов. В совещании также принимали участие депутат Государственной Думы Андрей Чернышев, председатель Думы Братска Лариса Павлова, представители областного правительства и муниципалитетов северных территорий Приангарья, мэр Братска Сергей Серебренников, его заместители и руководители профильных комитетов администрации города.
Предваряя обсуждение, Сергей Сокол отметил, что заседание комитета проводится в Братске не случайно, поскольку город является опорным центром развития северных районов Иркутской области.
- Конструктивный диалог с местной властью – один из приоритетов в работе Законодательного Собрания третьего созыва. Уверен, что взаимодействие представителей власти разных уровней, обсуждение актуальных вопросов на одной площадке позволит эффективнее решать проблемы территорий, – подчеркнул Сергей Сокол.
На заседании комитета был рассмотрен широкий спектр вопросов развития экономики и решения социальных проблем Иркутской области. В числе основных тем обсуждалось завершение государственной программы переселения граждан из аварийного жилья.
На примере Братска и других муниципалитетов севера региона рассмотрены основные проблемы, возникшие при реализации программы.
Сергей Серебренников обозначил ряд вопросов, которые невозможно решить без участия Законодательного Собрания и областного правительства. Он обратил внимание участников заседания, что Братск — самый крупный в стране участник программы.
- Всего в Братске подлежали переселению почти 10 тыс. человек из помещений общей площадью свыше 150 тыс. кв. м. Сумма финансирования программы составила свыше 5 млрд. 617 млн. руб., из них 800 млн. руб. это средства городского бюджета. За период с 2013 по 2017 годы в Братске под переселение было построено 69 многоквартирных домов, общей площадью более 130 тыс. кв. м. В эти новостройки были переселены граждане из аварийного жилья общей площадью 116 тыс. кв. м., - сказал Сергей Серебренников.
Глава города пояснил, что разница в общей площади аварийных и новых квартир объясняется тем, что многие братчане жили в малометражных квартирах (однокомнатная 16-17 кв. м., двухкомнатная 30 кв. м.). По современным стандартам жилье такой малой площади больше не строится. Поэтому граждане из малометражек переселялись в более просторные квартиры. Разница в стоимости дополнительных метров полностью легла на городской бюджет. Всего на покрытие этой разницы из бюджета Братска было направлено около 500 млн. руб.
Главной проблемой при реализации программы стала низкая базовая цена строительства одного квадратного метра, размер которой утверждается на региональном уровне.
- Для северных территорий, для Братска это цена ниже расчетной. Например, Братский алюминиевый завод под переселение жителей поселка Чекановский из санитарно-защитной зоны предприятия еще три года назад строил жилье по цене 45 тыс. за кв. м. У нас же стандарт был ниже почти на 10 тыс. руб., - сказал Сергей Серебренников.
Кроме того, Сергей Серебренников обратил внимание еще на одну проблему, в решении которой необходимо участие Законодательного Собрания — финансирование работ по демонтажа пустующих аварийных домов и очистке территорий от строительного мусора. Всего в Братске было необходимо до конца 2018 года осуществить снос свыше 500 аварийных домов.
- Средства на эти цели из вышестоящих бюджетов не предусмотрены. Для сноса аварийного жилья нами были заключены договоры с предпринимателями на безвозмездный разбор домов и очистку территории от строительного мусора. Но при этом демонтаж монолитных фундаментов может быть выполнен только за счет местного бюджета, по предварительным подсчетам это будет стоить порядка 78 млн. руб. Кроме того, на сегодня нет желающих заниматься демонтажем щитовых домов, которых более 100. Считаем, что программа переселения из аварийного жилья должна предусматривать финансирование не только строительства новых домов, но и демонтаж аварийных, - отметил Сергей Серебренников.
Главы городов и районов северных территорий поддержали мэра Братска.
- Мы с Сергеем Васильевичем были в Москве и обсуждали эту проблему. Я задал вопрос, что цена должна быть гибкая. Не может в Магистральном, Братске и Шелехова быть одна цена. Мне ответили, что такое право есть у региона. Оно есть, но в рамках установленной цены: одним убрать, а вторым добавить. Обращаюсь к депутатам Государственной Думы, предлагаю предусмотреть за рамками утвержденной цены фонд, из которого можно было бы добавлять северным территория. Иначе будем буксовать, - сказал мэр Казачинско-Ленского района Александр Абраменко.
Также он поддержал предложение Сергея Серебренникова в дальнейшем в программе предусматривать из бюджетов всех уровней финансирование на демонтаж аварийных домов.
- Не вытянут муниципалитеты снос старого жилья. Необходимо целевые средства предусматривать или дотации. Сегодня это полномочия муниципалитетов и расхлебывайте как хотите! Поселок Магистральный сворачивает все свои программы жизнеобеспечения, чтобы сносить это жилье, - сказал Александр Абраменко.
По словам главы поселка Магистрального Павла Егорова, в настоящее время в муниципалитете ведется завершение строительства двух домов, которое закончат до конца этого года. Также ведутся конкурсные процедуры по приобретению жилья на вторичном рынке для 6 семей, еще 5 семей получат денежные компенсации. Павел Егоров выразил мнение, что в отношении северных территорий не может быть единого подхода по механизмам переселения. Например, Магистральный является отдаленным муниципалитетом, где нет развитой строительной инфраструктуры в отличие от крупных городов. По мнению главы поселка, новый этап реализации программы переселения должен учитывать это.
Мэр Усть-Кута Александр Душин обратил внимание на то, что программа также не предусматривает расходы на замену сетей тепло- и водоснабжения и канализования, которые во многих муниципальных образованиях являются ветхими. По его мнению, расходы на это должны быть включены в стоимость квадратного метра, так как имеющиеся теплоисточники и водозаборы не рассчитаны на подключение к ним новых домов.