На прошлой неделе в городской администрации состоялось очередное совещание под председательством Эдуарда Ковалёва, председателя комитета промышленности, транспорта, связи и потребительского рынка города Усть-Кута с предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки по городским маршрутам. Предполагалось, что в ходе совещания заинтересованные стороны смогут найти компромисс в вопросе качества перевозок, однако диалога не получилось. Подробности совещания - в репортаже главного редактора нашего информационного агентства Екатерины Родионовой.
Качество пассажирских перевозок в Усть-Куте давно уже стало притчей во языцех. В городскую диспетчерскую регулярно поступают жалобы на срывы расписания, особенно в утренние и вечерние часы, на пыль и грязь в автобусах, хамство со стороны водителей, переполненные автобусы. Особенно много жалоб стало поступать после 1 июля этого года, когда проезд в маршрутках подорожал сразу на 25-50%. Но, по мнению предпринимателей, осуществляющих перевозки, претензии к ним в большинстве своём надуманные, и оснований под собой не имеют.
- Предыдущее подобное совещание состоялось 12 июня 2018 года, - начал встречу Эдуард Ковалёв, - были определены ответственные за качество перевозок лица. Водителям было выдано 80 маршрутных карт. Их получили только те предприниматели (10 юридических лиц), которые выполнили все условия договора: оформили страховые полисы, установили систему Глонасс, заключили договоры с районной больницей на проведение предрейсовых осмотров. И сегодня на линии работают только те перевозчики, которые получили эти карты. Однако, качество перевозок по-прежнему оставляет желать лучшего. При этом от вас не поступают предложения ни по изменениям в расписании, ни в целом по улучшению ситуации. На словах, многие из вас жалуются, что упал пассажиропоток, водители отказываются ехать. Необходимо прийти к общему решению, которое устроило бы всех.
Сегодня специалисты администрации готовят конкурсную документацию, чтобы объявить тендер и определить единого подрядчика, который будет контролировать перевозки по всем маршрутам, и отвечать за их качество, в том числе и рублём. По условиям контракта подрядчик также будет получать выпадающие доходы за ранние утренние рейсы и поздние вечерние, когда пассажиропоток ниже, и компенсацию от министерства социального развития, опеки и попечительства региона за проезд пассажиров из числа льготников. Но пока проезд осуществляется по прежней схеме, необходимо идти на компромиссы. Пассажиры не должны страдать.
- Ваши претензии в основном касаются вечерних рейсов. Но после 20:00 нам уже некого возить, - заявил один из перевозчиков по маршрутам №№1, 10, 7 и 13 – Сергей Алистратов. Эти рейсы нерентабельны.
- Все правильно, вы отучили людей от вечерних рейсов! – возмутилась Лариса Норина, депутат городской Думы, которая также принимала участие в совещании.
- Ничего подобного! – не унимался Алистратов. – После восьми вечера в Усть-Куте никто никуда не ездит. Это вам не Новосибирск, или Иркутск, где вечером можно сходить в кино, театр, или «шары погонять» в боулинге. Ходить здесь некуда, поэтому пусть дома сидят.
Теперь к давайте к договору перейдём, - Алистратов достал изрядно потрёпанный документ из папки и обратился к Эдуарду Ковалёву. – На который вы всё время ссылаетесь. Первоначально. договор был заключен ещё в 2014 году. На каком основании вы меняете его условия? В 2017 году заказчик (городская администрация) в очередной раз изменил расписание, опубликовал его в СМИ, оно вступило в силу, и нам выдали вот эту «филькину грамоту». Вот посмотрите, в самом начале договора написано: «Окончание работы маршрута №10 – 19:30! А ниже в расписании написано, что последний рейс с «Кирзавода» - уходит в 20:50. У вас, когда специалисты вносят изменения в договор, они, что не видят, что там ошибки?! Вы от нас требуете исполнения договора, так мы сейчас и начнем его исполнять и последний рейс «десятки» делать в 19:30.
- Уважаемые коллеги, ну мы же не ругаться пришли сюда, а найти компромисс – призвал всех к конструктивному диалогу Павел Пышкин, представитель МП «Автодор». – Предлагайте изменения в действующее расписание, но не забывайте, что мы работаем для людей.
- Также, согласно вашему договору, мы первый рейс с «Кирзавода» должны делать в 7:00 утра, мы же выезжаем в 6:40! – не унимался Алистратов. – Мы делаем дополнительные рейсы, для людей стараемся, а вы к нам претензии продолжаете предъявлять! Это ваше расписание не удобное, мы по нему не ездим, и ездить не будем. У нас своё расписание.
- Речь сейчас о том, что вечером люди не могут уехать, и здесь мы с вами уже год не можем прийти к компромиссу. Последний рейс вы должны делать в 20:50, как минимум.
- А почему мы должны вам эти рейсы дарить?! Они не рентабельны. Я вот выезжаю с «Восточки» (остановки «Восточный грузовой район» - прим. автора) после восьми вечера. На «Судоверфи» никого, на «Российской» никого, на «Дзержинской», в «Речниках» - нет пассажиров. И я снимаю табличку, разворачиваюсь и еду в гараж, потому что знаю, что на «Лене» ко мне сядут три пассажира и мне придётся их везти на «Советскую»…
О том, что пассажирские перевозки это не просто бизнес, а, в первую очередь, бизнес социальный усть-кутские перевозчики, видимо, забыли. А может и не помнили никогда.
- У нас пришли ещё пять автобусов, - снова взял слово Пышкин. – К зиме в «Автодоре» будет 10 единиц пассажирской техники. Чтобы закрыть потребность в автобусах по маршруту №6 нам достаточно всего 4 автобуса, даже с учетом резервного. Остаётся ещё шесть, мы готовы ставить их на другие маршруты, чтобы закрыть потребность, особенно в часы пик, так как пассажировместимость у автобусов марки «ПАЗ» намного превышает «Газели» и прочие микроавтобусы.
- Это что, вы нас сместить с маршрутов пытаетесь? – возмутился Сергей Алистратов. – Давайте, ставьте свои автобусы на 10 маршрут, а мы посмотрим, как вы справитесь…
Возражения Ларисы Нориной о том, что людям все равно, кто именно их везёт, главное, чтобы вовремя и с комфортом, перевозчики оставили без внимания и продолжали гнуть свою линию, лейтмотивом которой звучало исключительно получение прибыли, а никак не повышение качества услуги для населения. Об этом красноречиво свидетельствовало заявление перевозчиков о том, что в с 1 сентября они планируют самовольно отменить последний рейс с «Кирзавода», который сегодня уходит в 20:50. А предложение депутата не только сохранить этот рейс, но добавить дополнительный после 21:00 предприниматели и вовсе восприняли в штыки.
Впрочем, как и часть предложений по введению дополнительных рейсов, в том числе вечерних и утренних, на других маршрутах, ссылаясь на то, что они не рентабельны. Сергей Алистратов, выступая от лица перевозчиков, вновь и вновь обращал внимание присутствующих на договор с администрацией, в котором допущен ряд неточностей.
- Позвольте, вот вы нас все время отсылаете к этой ошибке в договоре, но вы же кроме расписания не выполняете и другие пункты этого самого договора, и на многие вещи мы со своей стороны закрываем глаза, идём вам навстречу, - не выдержал Эдуард Ковалёв. – Хотите работать в соответствии с договором, и делать последний рейс в 19:30?! Давайте! Но мы начнем вам выставлять претензии по поводу не выполнения условий по остальным пунктам, и вы тогда вообще вынуждены будете уйти с маршрутов! Почему сейчас речь идет только о прибыли? Почему никто не думает про пассажиров, и про наши с вами общие задачи по улучшению качества перевозок? Такое впечатление, что вы сами по себе, а город сам по себе. Вы поймите, сегодня администрация работает над подготовкой конкурсной документации по тендеру на осуществление пассажирских перевозок в городе, и если сегодня вы не хотите идти на компромисс, если от вас не поступают предложения по расписанию, и прочим условиям будущего контракта, то администрация эти условия пропишет, исходя из своего видения вопроса, а потом вы вновь будете возмущаться, что условия для вас невыполнимые, и вас вытесняют с маршрутов.
Затем участники совещания перешли к обсуждению следующего, не менее важного, вопроса – введения на городских маршрутах общественного транспорта проездных билетов для льготных категорий граждан. Планируется, что льготы на проезд для особых категорий устькутян, будут введены уже в ближайшее время. Все без исключения перевозчики должны будут заключить договоры с региональным министерством социального развития, опеки и попечительства. Предполагалось, что маршрутки и автобусы сразу будут оборудованы электронными терминалами, которые будут считывать информацию с проездных карт, однако это оборудование слишком дорогое, и самостоятельно перевозчики не смогут его приобрести, поэтому рассматриваются варианты аренды. Но, чтобы не затягивать процесс, администрация предлагает начать работу по бумажным проездным билетам с отрывными талонами, которые льготники будут получать в Управлении социальной защиты населения по городу Усть-Куту и Усть-Кутскому району, затем они будут передавать водителю эти талоны вместо оплаты проезда. А в конце месяца перевозчики будут сдавать их в Управление, для компенсации расходов.
Перспектива отсутствия «живых» денег здесь и сейчас, а также необходимость пропускать их через банковские счета, не очень обрадовала перевозчиков, однако, как отметил Эдуард Ковалёв льготный проезд в Усть-Куте будет внедрён в любом случае, вне зависимости оттого, нравится эта инициатива перевозчикам или нет.
Завершая совещание, Эдуард Ковалёв, в очередной раз обратился к перевозчикам с просьбой направить свои предложения по улучшению качества перевозок, и изменения расписания в комитет промышленности, транспорта, связи и потребительского рынка в письменном виде. Все они будут проанализированы, систематизированы и направлены на рассмотрение главе города. Откликнутся ли перевозчики на это обращение – покажет время, ведь от их заинтересованности и готовности идти на компромиссы в интересах пассажиров во многом зависит и то, будут ли они работать на городских маршрутах в дальнейшем или им на смену придут другие компании, заинтересованные не только в получении прибыли, но и в качестве оказываемых ими услуг.
Автор: Екатерина Родионова