На критику единого учебника истории ответил один из его авторов

Минпросвещения России анонсировало новый единый учебник истории для школьников. Он уже успел подвергнуться критике, причем со стороны тех, кто его даже не читал. На негативные комментарии в своей статье ответил член научного совета РВИО и один из авторов учебника Юрий Никифоров. Свое мнение также высказал заведующий кафедрой истории и философии ИРНИТУ Павел Новиков.

Как поясняют авторы, основная идея пособия заключается в том, чтобы дать школьникам адекватное представление об истории нашей страны и обратиться к параллелям с тем, как шло развитие мировой цивилизации. Создатели учебника утверждают, что в нем впервые была синхронизирована история России и Всемирная история, а материал систематизирован и позволяет ученикам составить максимально полную картину. Более того, он соответствует историко-культурному стандарту, облегчает процесс сдачи ЕГЭ и подготовки школьников к нему.

Идея вернуться ко множественным учебникам некоторыми оценивается скептически. Ведь тогда каждый трактует историю как хочет, а весь предмет переходит в статус факультатива, ЕГЭ для поступления в вуз сдать становится слишком проблематично. Но к такой критике имеются основательные контраргументы. Завкафедрой истории и философии ИРНИТУ Павел Новиков выполнил анализ и в числе прочих выводов привел следующие умозаключения:

«Главная инновация в том, что учебник унифицирован, теперь нет конкуренции между альтернативными линейками и методическими школами. Это делает проще процесс адаптации при переводе ученика из одной школы в другую. Единый массив информации поможет готовиться ребятам к сдаче ЕГЭ, а оценить знания будет легко КИМами. Что касается содержания учебника, то он по-прежнему соответствует историко-культурному стандарту, сохранен тот же самый перечень событий, персоналий, трактовок, которые были и раньше», – отметил эксперт.

По словам Юрия Никифорова, новый учебник, в отличие от всех предыдущих, доведен до самого последнего времени, то есть фактически он хронологически продлён. Новинка — рассказ о событиях СВО и причинах, которые к ним привели. Опять же в историческом контексте.

Отвечая на претензии по содержанию учебника, многие эксперты говорят, что по факту в нём ничего не очерняется и не обеляется. А акценты «хорошо» и «плохо» расставляют учитель вместе с учеником в процессе обучения. В частности, критики упускают из виду тот факт, что учебник составлен с использованием современных технологий, например QR-кодов, ведущих к тематическим материалам. Там много иллюстративного материала и графиков. Таким образом, школьник никак не ограничен в информации и при желании может черпать из авторитетных источников дополнительные знания по интересующим темам.

«Основной вал придирок к содержанию учебника представляет собой обвинения не по поводу того, что в учебнике есть, а по поводу того, чего в нем нет. Прежде всего – «правильных» с точки зрения критиков оценочных суждений», – подчеркивает Юрий Никифоров. Единый учебник истории, тем временем, не политизирован: информация изложена в нем последовательно и без навязывания определенных идей.

Он добавляет, что госучебник – это результат объединения и доработки двух лучших линеек, а над пособием трудились десятки профессионалов. Цель учебника – научить школьников думать, анализировать и делать выводы.

baikal university

пн вт ср чт пт сб вс