Новая «стройка века» на БАМе может обойтись в 261 млрд рублей

Минэкономразвития РФ, Минтранс и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) к 20 декабря представят в правительство технико-экономическое обоснование проекта по строительству второго Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали. Обеспечить разработку ТЭО ведомства и монополия должны «с учетом ранее данных поручений по организации движения на восточном полигоне».

Отраслевой институт ИЭРТ, выполнявший анализ проекта по заказу ОАО РЖД, пришёл к выводу, что постройка нового Северомуйского тоннеля целесообразна для пропуска в восточном направлении растущих объемов грузов (прежде всего угля), но проект обойдется в 261 млрд рублей. Общий объем инвестиций РЖД по модернизации однопутных участков БАМа оценен в 696 млрд рублей.

В РЖД засчитывали, что к постройке второго туннеля удастся привлечь частного инвестора. В частности интерес проявлял «Сибантрацита» Дмитрия Босова. Но полученная сумма делает проект для частника неподъемным, а сроки возврата инвестиций слишком большими.

Существует и альтернативное. Менее затратное, но временное решение. Эксперты предлагают не строить второй Северомуйский тоннель, а реконструировать первый. Есть значительный потенциал повышения пропускной способности действующего тоннеля за счет реконструкции верхнего строения пути, транспортно-дренажной штольни, а также систем вентиляции, что позволит повысить максимально допустимые скорости, организовать движение с одновременным нахождением нескольких поездов в тоннеле и отказаться от климатических ворот. 

Какое именно решение будет принято правительством РФ, станет известно уже в ближайшее время. Все согласны что БАМ нужно реконструировать, и времени на долгие споры уже нет.

Справка. Первый Северомуйский тоннель был открыт в 2003 году. Название объект получил по расположенному в Бурятии Северо-Муйскому хребту, сквозь который тоннель и проходит. До его открытия поезда следовали по проложенной через перевал 64-километровой линии, состоящей из многочисленных крутых серпантинов, с двумя петлевыми тоннелями и высокими виадуками. Это серьезно затрудняло движение. Поезда ехали медленно, а на подъемах возникала необходимость их подталкивания.

baikal university

пн вт ср чт пт сб вс