Как татары пришли на берега Байкала рассказали иркутские журналисты

История народа, который сейчас мы так называем, относится еще к V-VI векам, когда кочевали тюркские племена, предки многих современных народов. Потом тюрки создали огромную империю - Тюркский каганат. Дойдя до Балкан и Поволжья, предки татар встретились с булгарами и создали государство Волжская Булгария (сейчас это территория Татарстана, Чувашии и Ульяновской области), пишет "Глагол 38".

Князь Волжской Булгарии Алмуш принял ислам, это было за 60 лет до принятия Русским государством христианства. Тогда же оживились торговые и дипломатические отношения булгар. Три века спустя некогда богатое государство, где были собственная чеканка монет, водопровод, ремесла, завоевали потомки Чингисхана. Пока великий завоеватель был жив, он отдал старшему сыну Джучи территорию на севере реки Сырдарьи, второму сыну Тука-Тимуру – Булгарию, которая позднее попала под влияние сына Джучи, известного нам как Батый.

Батый и его потомки стали правителями Золотой Орды, под их властью находились и русские, и тюрки, предки современных татар. В то время татары были не нацией, а так называли кочевников, державших лошадей. По генетике все они были отличными купцами и воинами.

Правителями Орды были монголы, а их придворными - тюрки, дочери которых вступали в брак с представителями правящего рода. Так ислам стал государственной религией, а тюркский язык - ключевым в разговоре.

После распада Золотой Орды были образованы Казанское и Астраханское ханства, но в середине XVI века их завоевал царь Иван IV Грозный, после чего татары стали подданными русских царей, часть из них даже стала христианами, или кряшенами (крещеными).

Термин татары в современном понимании нации был введен в XVII веке немецким ученым Бертольдом Шпулером.

В то время шло освоение Сибири. Если именовать себя по национальным признакам, то на территории севера Илимского воеводства с 1644 года служил Гришка Татарин, а с 1649 года – Матюшка Татарин.

В 1688 году был издан царский указ «О переселении из Западной Сибири 500 крестьянских семей в места между рекой Окой и городом Иркутском». В тот участок попали заларинские земли, куда переселяли первых татар. Можно предположить, что первые татары из Западной Сибири пришли в Восточную уже в то время. В 1708 году появился хутор Минусинский, в котором могли жить татары. В 1743 году из Братского острога в Заларинский станец был определен Федор Татаринов.

По первой переписи населения, в царской России 1897 года в городах Иркутской губернии проживали 1 180 магометан, или 1,88% от общей численности населения. Татары (6 435 человек) занимали четвертое место после русских (378 383, или 73,58%), бурят (108 867, или 21,17%) и евреев (7 111, или 1,38%), опережая поляков, якутов и тунгусов. Чаще всего татары встречались в Иркутском, Балаганском и Нижнеудинском округах.

В 1904 году на черемховские угольные копи приехали два вагона вольнонаемных татар и башкир. Позднее кто-то вернулся на родину, а кто-то остался в Черемхово. Этнически однородные поселения появились в Иркутской губернии в 1910-1914 годах после проведения Столыпинской реформы. Татары-переселенцы прибыли из Уфимской, Казанской и Пермской губерний. Центром культурной, хозяйственной и религиозной жизни татар стал участок Шаховский Заларинской волости, рядом татары селились и в деревне Черемшанке. Переселенцев привлекала близость к путям сообщения – Сибирской железной дороге и Московскому тракту.

Голод 1921 года добавил в деревни переселенцев из Поволжья. В 1931 году в Черемхово привезли два эшелона репрессированных спецпереселенцев-башкир. В послевоенное время татары приезжали в Чунский район (поселок Чунский, деревни Кулиш, Паренда, Тарея, Мухино, Баер), Нукутский, Аларский и Заларинский районы.

В настоящее время в Иркутской области около 30 сельских населенных пунктов – места компактного проживания почти 40 тысяч татар, хотя перепись 2020 года показала, что, по официальной статистике, их число уменьшилось в два раза.

В Иркутске с XIX века татары традиционно проживали на улицах Саламатовской (Карла Либкнехта), Сарайной (Александра Невского), Ямской, Кузнецкой (Иосифа Уткина), Иерусалимской (Советской). Большинство жило в этом районе вблизи мечети до 1960-х годов, пока не началось массовое жилищное строительство.

Закладка Иркутской соборной мечети состоялась в 1897 году на Саламатовской улице. Под ее строительство свою деревянную усадьбу пожертвовали купцы Зайдулла и Шайхулла Шафигуллины. Мечеть была обшита калеванной доской под руст, украшена накладными элементами, имитирующими ордерную систему, и узорной резьбой, что характерно для деревянного зодчества Иркутска.

Как только мечеть открыли, начался сбор пожертвований на строительство каменного здания, которое построили в 1905 году из местного серовичного камня на известковом цементе. Верхние ярусы минарета были деревянными.

В образе минарета (в советское время разобран, в 2012 году восстановлен) видно влияние архитектуры мечетей Турции и Египта. Интересен интерьер мечети, который украшен цветным лепным декором: розетка в месте крепления люстры, бордюр по периметру потолка с растительным орнаментом и дополнительными виньетками в виде стилизованных венков с лавровыми ветками, а также «трофеями» в виде лука, колчана со стрелами и факела, окруженных цветочным орнаментом в углах потолка. Это отражает любовь татарского народа к полихромии, но также объясняется влиянием распространенного в Иркутске стиля нарышкинского барокко. Здание соборной мечети признано памятником федерального значения.

В деревне Шаховская в 1915 году была построена двухэтажная деревянная мечеть. На первом этаже располагались молельные залы для мужчин и женщин, на втором – медресе. Мечеть просуществовала до 1931 года, затем в здании разместилась народная школа. В середине XX века второй этаж был уничтожен, в настоящее время частично восстановлен, туда периодически приезжает мулла.

Самым богатым среди татар старого Иркутска был род Шафигуллиных. Шайхулла Шафигуллин дважды избирался гласным городской думы. Он был выходцем из крестьян Казанской губернии, стал купцом 2-й гильдии, создал торговый дом «Братья Шафигуллины». В 1900-е годы владел шубным и меховым магазином на улице Большой (Карла Маркса).

Основным занятием татар было земледелие. Семьи вели хозяйства, имели участки под пашню, сеяли пшеницу, рожь, овес, сажали картофель. Занимались также животноводством, извозом, мелкой торговлей, строительством, обработкой металла, портняжным делом работали в копях, по частному найму.

В заболоченных местах развивались охота, рыбалка, лесозаготовки. В Заларинском районе – войлоковаляние (пимокатный промысел), плотницкое ремесло. Широкое распространение получили традиционные виды женского рукоделия – ткачество, вышивка, вязание, лоскутное шитье.

Ткачество – старинный вид татарского промысла. Ранее мастерицы ткали одежду, полотенца, молитвенные коврики (намазлык), паласы. Ткани создавались на ткацких станках. Бабушки ткали занавески (чаршау и чыршау), потолочные занавеси, одежду. Полотенца, например, входили в приданое невесты.

Вышивали татарки крестом, гладью и тампурным швом. Татар можно было всегда отличить по костюму. Обязательным элементом татарского костюма в период детства и молодости был головной убор – тюбетейка для мужчин и завязываемый сзади или спереди под подбородком платок (жапма) для женщин. Женщины также носили сшитые из сатина цветастые, украшенные широкими воланами платья и светлые шаровары, под которые надевали чулки. Когда шли в гости, на платье надевали передник с карманом, куда клали гостинцы, четки. На ногах носили калоши, надетые на белые шерстяные носки. В современное время такой костюм уже не встретишь.

Зато мы часто наблюдаем красивые костюмы у фольклорных коллективов. Сценический костюм – это слегка приталенное платье с длинными рукавами, воротником-стойкой и пышной юбкой, украшенной воланами (бала итек). Если традиционное выходное платье шили из атласа, шелка или бархата, то современные наряды – из синтетических тканей ультраярких цветов.

Второй элемент современного костюма – камзол, или короткая безрукавка с прямой либо с приталенной спинкой. Края бортов, подола, проймы рукавов камзола украшают полосками позумента, галуна, птичьими перьями или мехом. На праздничные камзолы пришивают ювелирную застежку – каптырму. Камзолы шьют из бархата или ткани, украшенной узором «пейсли» (турецкий огурец), украшают золотистым позументом.

Ярким элементом костюма являлись золотошвейные бархатные и вязаные калфаки или шапочки, которые дополнялись волосниками и покрывалами. В традиционном костюме соблюдались возрастные головные уборы – девичьи и женские. Девичьи – шапочка «такыя», дополненная платком, или калфак с конусообразным концом. Женские головные уборы должны закрывать и голову, и плечи, и спину, поэтому представляли собой различные покрывала и повязки. Головные уборы украшались золотым шитьем, аппликацией, шитьем жемчугом.

Традиционные деревенские усадьбы татар построены из дерева и состоят из двух домов, бани, навеса для летнего сна, веранды (йодлы) и хозяйственных построек. Отделка строений не только исполняет декоративные функции, но и служит оберегом. Некоторые хозяева до сих пор сохраняют традиции размещать у входа в усадьбу конскую подкову.

В деревянной резьбе татар нередко встречается солярная тематика, отражающая архаичные мотивы, связанные с поклонением богу Тенгри. Солярные розетки часто выполнены в технике рельефной резьбы на очельях наличников. Другой способ – орнамент в виде ромба, которые расположены в центре или по краям очелий наличников синего (зеленого) цвета.

До середины XX века татары оформляли интерьеры домов, используя традиционные элементы – в беленых изнутри деревенских избах для украшения оконных и дверных проемов, а также для деления внутреннего пространства помещения использовались занавески. Над дверью размещали написанные тушью шамаили (текст с молитвой). Сейчас образцы народного творчества татар вновь востребованы. Все чаще мы говорим об осознании ценности самобытного художественного творчества, возрождение традиций, и это не может не радовать.

В Иркутске активно работает татаро-башкирский культурный центр. Он был создан 35 лет назад, в июле 1990 года. Тогда в селе Хокта Осинского района состоялся первый праздник Сабантуй. Регистрация центра была чуть позже, в декабре 1991 года. Первым председателем стал Гумар Хамитов, затем центром руководили Фарит Арсланов (1990-1994), Тимержан Мусифулин (1994-1996), вновь Гумар Хамитов (1996-2000), затем Искандар Рысмятов (2004-2005), Альмира Третьякова (2005-2006), Фагиля Теньчикова (2007), Мирзахид Хабибуллин (2008-2011).

С 2011 года центром руководит Рамис Равильевич Султанов, уроженец Черемхово, из семьи репрессированных уфимских татар. После окончания Иркутского политеха работал на экспериментальном химическом заводе, прошёл карьерные ступени от конструктора до заместителя генерального директора. Восемь лет руководил мусульманской общиной Иркутска, ремонтировал мечеть, в те годы поставили минарет и благоустроили двор.

Заместителем председателя центра работает Гульнур Ахметшина. Она – математик по образованию, около 40 лет преподавала в Иркутском пединституте. Родилась в Татарстане, когда ей было десять лет, семья переехала в Сибирь. Сейчас выступает организатором мастерской рукоделия «Ак калфак», шьет национальную одежду для кукол, изготовила уникальные коллекции «Татарский костюм в миниатюре», «Татарский костюм разных эпох и сословий». Вместе с другими активистками центра Гульнур Шафиковна шьет снаряжение для участников специальной военной операции. В сентябре 2022 года была организована волонтёрская группа «Серебряные волонтёры» (руководитель - Гольгена Ахатовна Мухамятьянова), которая за 2,5 года пошили и отправили на передовую 68 подсумок для тактических носилок и более 2 500 пятиточечников.

Отметим, что Центр имеет филиалы в Черемхово, Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском, Залари и Заларинском районе, Чунском и во всех шести районах Усть-Ордынского Бурятского округа.

Центр ежегодно проводит областной фестиваль-конкурс татарского искусства «Ангарские зори», традиционные народные праздники «Сабантуй» («Праздник плуга») и «Каз омесе» («Праздник гусиного пера»), Дни татарской и башкирской культуры.

Сегодня в регионе насчитывается 24 фольклорных коллектива, старейшие из них: «Буляк» (Иркутск), «Чишмя» (Ангарск), «Агыйдель» (Усолье-Сибирское), «Дуслык» (Хохорск Боханского района), «Йолдыз» (Залари), народный семейный ансамбль «Алтын кояш» (село Олой), «Туганавылым» (Хорёты Нукутского района). Под крылом татаро-башкирского культурного центра был организован детский ансамбль «Балычак» (Иркутск). Работают фольклорный ансамбль «Туган тел» в Черемхово и Братске, молодежный ансамбль «Ляйсан» в Черемхово, «Чулпан» в деревне Сенная падь Заларинского района, «Ак каен» (поселок Маниловск Аларского района), «Яшлек» (Шаховск), «Чишмя» (деревня Харагун Баяндаевского района), «Умырзая» (село Тараса Боханского района), детские ансамбли «Сандугач» и «Яшь йолдызлар» (Хохорск Баяндаевского района), «Гульназиря» (село Оса), «Туган як» (Хокта Осинского района), «Комеш су» (Кулиш Чунского района), коллективы «Кубяляк» в Заларях и «Миляш» (село Ново-Ленино Осинского района), а также этнографический музей «Память» в селе Кулиш Чунского района.

С 2005 года работает интеллектуальный клуб «Джалиль», где можно познакомиться с творчеством татарских писателей и поэтов. Как рассказала нам руководитель Фагиля Теньчикова, она самостоятельно изучила татарский язык, пишет стихи и сказки. В клубе изучают биографию и творчество Мусы Джалиля, выдающегося татарского поэта, который был казнен в 1944 году.

Фагиля Хасановна - лауреат медали Всемирного конгресса татар, автор собственного перевода стихотворения Габдуллы Тукая, который написал гимн Республики Татарстан. Все татары чтут простого поэта Тукая, умершего в 27 лет от туберкулеза, как и революционного поэта Хади Такташа. На фронт Великой Отечественной ушли 124 татарских писателя, из которых 34 погибли.

Активную работу в центре ведет Мунира Зайнагабдинова, которая учит юных иркутян татарскому языку. Кроме того, Мунира Абдрахмановна 35 лет собирает краеведческие материалы о жизни татар и башкир в Сибири, помогает в организации научно-практических конференций (их было 13), а в настоящее время пишет книгу о ветеранах Великой Отечественной войны: «Считаю, что тема национального краеведения – одна из важнейших. Новые поколения должны знать, как татары и башкиры оказались в Сибири, как воевали за страну». Героями книги станет не менее 50 человек, прошедших пекло разных войн.

Текст опубликован в информационном бюллетене «Межнациональное Прибайкалье: дороги дружбы» в рамках реализации проекта фонда «Новый Альянс» при поддержке Губернского собрания общественности.

Использовались материалы членов центра, а также книга «Татары Иркутской области», изданная в Казани.

сувениры

пн вт ср чт пт сб вс