Если бы меня попросили рассказать о директоре средней школы №9, учителе русского языка и литературы Дине Николаевне Скажутиной в нескольких словах, то я бы ответила именно этой фразой. И вряд ли кто-то смог бы поспорить с этим утверждением или обвинить меня в предвзятости, несмотря на то, что я пять лет была её ученицей. Я уверена, со мной согласятся все, кто хоть однажды был на уроке у Дины Николаевны.
Несмотря на то, что я часто бываю в кабинете у директора самой крупной в Усть-Кутском районе школы, часто встречаю её на городских мороприятиях или просто на улице, в этот раз на встречу спешу с особым волнением: впервые я буду брать интервью о человека, который сыграл, пожалуй, одну из самых главных ролей в моей профессиональной жизни: именно благодаря Дине Николаевне и её педагогическому таланту, умению заинтересовать учеников и влюбить их в предмет, в седьмом классе я уже точно знала, что буду журналистом. А ведь судьба могла б повернуться иначе, если бы в 1953 году родители Дины Николаевны не переехали в Усть-Кут из солнечной Башкирии.
- Я родилась и выросла в Усть-Куте, - начинает рассказ Дина Николаевна. – В большой семье, где кроме меня были ещё сестра и два брата. Всё моё детство прошло на улице Вокзальной. Сначала родители снимали комнату, потом построили дом. Причем строили его сами, носили бревна из леса. Город тогда активно развивался, люди переезжали в Усть-Кут со всего Советского Союза, и на нашей улице всегда было много детей. С раннего детства во дворе мы с друзьями почему-то больше всего любили играть в школу. И я всегда была учительницей. Все было по-настоящему. Мы писали «проверочные работы» и делали «домашние задания», а я проверяла тетради и ставила оценки в «журнал».
Однако, когда пришло время выбирать будущую профессию, Дина Николаевна не собиралась поступать в педагогический. Она мечтала стать библиотекарем. Но ближайший известный ей Институт культуры, где готовили специалистов библиотечного дела находился в Тамбове, который от Усть-Кута отделало расстояние в пять тысяч километров. Поэтому с мечтой пришлось расстаться и выпускница железнодорожной школы №98, которую позже переименуют в среднюю школу №9, Дина Хайбрахманова, стала думать, кем ещё она хотела бы стать. Мама советовала поступать в медицинский, а отец, всю жизнь проработавший на торговом предприятии, желал, чтобы дочь пошла по его стопам.
- Если в медицине я себя ещё могла представить, хотя никогда не мечтала об этом, то торговля меня даже не привлекала, - продолжает рассказ Дина Николаевна. – Определиться с выбором профессии помогли подруги и одноклассницы, которые целой компанией решили поступать в Иркутский педагогический институт. И я поехала вместе с ними.
Именно в институте Дина Николаевна познакомилась с будущим супругом – Сергеем Дмитриевичем Скажутиным. Сыграли студенческую свадьбу и в Усть-Кут после получения дипломов они вернулись уже вдвоём.
- По распределению меня направляли в посёлок Ния Усть-Кутского района, но пока решался вопрос с вакансией для Сергея Дмитриевича, место ушло, - рассказывает Дина Николаевна. – Зато предложили работу в усть-кутской школе №5. Там я отработала полтора года, а вот Сергей Дмитриевич всего полтора месяца, так как ему пришла повестка, и он ушел в армию. Мы могли бы остаться в Иркутске, там тоже были вакансии, но мне очень хотелось домой, я не представляла для себя другого места для жизни.
В 1980 году у супругов Скажутиных родилась старшая дочка Жанна, а в 1981 году после декретного отпуска Дина Николаевна вышла на работу в родную 98-ю школу и сразу получила не только учебные часы, но и классное руководство в девятом классе. Из-за небольшой разницы в возрасте и отсутствия большого опыта ученики не воспринимали молодую учительницу серьёзно, но относились с большим уважением. Этот выпуск для Дины Николаевны – особенный, они до сих пор поддерживают связь, переписываются в социальных сетях и собираются вместе.
В 1988 году коллеги избрали Дину Николаевну завучем. Тогда эта должность была выборная. А ещё через пять лет Юрий Антонович Жданов, который в то время был директором школы, сломал ногу и встал вопрос, кто возьмет на себя его обязанности. Дина Николаевна уже успела проявить себя, как отличный организатор, поэтому обязанности директора легли на её хрупкие плечи.
- Была весна – время хлопотное для любой школы. Мне предстояло организовать работу по приему экзаменов, проведению выпускного вечера и, самое главное – летнему ремонту школы, - вспоминает Дина Николаевна. – 1993 год – время сложное во всех смыслах, денег не было, а фронт работ был. Кроме этого от нашего учебного заведения уже отказалась железная дорога, а муниципалитет ещё не принял нас на свой баланс. Пришлось ходить по организациям и просить помощи у руководителей. Стоит отметить, что не отказал никто: видимо у тех руководителей ещё сохранилось советское мышление. Со всеми задачами мы справились успешно, поэтому, когда стало ясно, что в силу состояния здоровья Юрий Антонович не сможет вернуться к работе директора, в Городском отделе образования мне предложили занять должность директора на постоянной основе. Коллектив поддержал, и я согласилась.
На время работы Дины Николаевны в должности директора выпали непростые периоды: до сих пор она не может сдержать слёз, вспоминая время, когда учителям не платили зарплату месяцами. Некоторые от отчаяния объявляли голодовки, и свою злость и негодование вымещали на ней, и на руководстве Гороно. До сих пор свежи в памяти воспоминания, когда учителя Усть-Кутского района несколько дней шли пешком до Иркутска, устраивая пикеты во всех населённых пунктах, чтобы привлечь к себе внимание.
- Директор в таких ситуациях находится, словно между молотом и наковальней, - говорит Дина Николаевна. Ты понимаешь своих коллег учителей, ты искренне хочешь им помочь, но не имеешь возможности. А с другой стороны с тебя спрашивают сверху за все, что происходит в твоём коллективе. Мне повезло, большинство коллег всегда были рядом со мной и поддерживали во всем. В те непростые времена мы даже ездили на приём к губернатору вместе с председателем профсоюза работников образования Усть-Кутского района Галиной Ивановной Москвитиной. Два дня ходили по кабинетам, пытались «достучаться» до чиновников с нашей проблемой. Озвучили её Юрию Ножикову (именно он тогда руководил регионом). Тот выслушал, но ничего не пообещал, однако что-то тогда изменилось, и ситуация постепенно начала решаться.
За 25 лет работы в должности руководителя крупного коллектива (в подчинении Дины Николаевны – более ста человек), она ни на один год не оставляла педагогическую деятельность.
- Я не понимаю, как директор может работать в школе и не общаться с детьми, не знать чем они живут, чем интересуются, какие у них радости и проблемы?! – удивляется она. – А поддерживать полноценное общение можно, только если ты каждый день встречаешься с ребятами на уроках. Раньше не было такого объёма бумажной работы: отчетов, писем и так далее, которыми сегодня загружены и учителя и административный аппарат школы, поэтому получалось полноценно вести несколько классов, сейчас времени хватает только на один, но я все равно не бросаю преподавание. Правда времени на то, чтобы общаться с ребятами из других классов на переменах, уже не хватает. Раньше я знала по именам всех учеников школы, знала, кто эти дети и из каких классов, знала кто их родители, хотя в некоторые годы количество учеников школы превышало 1900 человек! Сейчас гораздо меньше – около 1200 ребят учится, но по именам уже знаю не всех, хотя, конечно, визуально сразу вижу «наш» или «не наш».
Прошлый год был ознаменован для Дины Николаевны личным красивым юбилеем и юбилеем родной школы – 65 лет отметило это, крупнейшее учебное заведение Усть-Кутского района, давшее путёвку в жизнь тысячам учеников, многие из которых сегодня занимают серьёзные посты и должности в бизнесе, политике и других сферах. Впереди у школы и её директора ещё множество интересных событий, талантливых учеников и различных мероприятий, которые превратятся в интересные и яркие страницы исторической летописи.
Автор: Екатерина Родионова
Фото: Андрей Чумаченко, Екатерина Родионова и из архива Дины Николаевны Скажутиной