Северный аэропорт – необходимый объект стратегического значения, без нормальной работы которого развитие территории просто невозможно. Особенно в тех местах, где воздушный транспорт является единственным связующим звеном для труднодоступных районов. Связать их между собой, поселки с районным центром, район с областным, а также другими городами и регионами страны – главная задача авиации в таких местах.
В государственном реестре гражданских аэродромов Российской Федерации (https://www.favt.ru/dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-reestr-grajdanskih-ajerodromov-rf/) зарегистрирован 241 аэродром (по состоянию на 10.09.2019), из них 8 – аэропорты Иркутской области, в т.ч. один из них (Иркутск-2) является аэропортом экспериментальной авиации.
На самом деле наземная аэродромная инфраструктура в Приангарье представлена большим числом. Так, в статусе посадочных площадок действует инфраструктура в Усть-Илимске, Казачинском, Хужире, Железногорске-Илимском и Нижнеудинске, три из которых находятся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Плюс к этому в северных территориях области находятся шесть аэропортов: Ербогачен, Бодайбо, Братск, Киренск, Мама, Усть-Кут.
При этом на севере проживает 20% населения всей Иркутской области. В последние годы наблюдается отток населения из северных районов. Так, в Мамско-Чуйском районе сегодня постоянно проживает всего 5456 человек, многие населенные пункты просто на грани исчезновения, есть и такие, которых уже нет.
Однако, сегодня авиатранспортом активно пользуются вахтовики – те, кто приезжает на север Иркутской области работать. Основной поток пассажиров -вахтовиков , как известно, летает в Киренск, Бодайбо и Усть-Кут.
Так, сегодня (по данным министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области) совокупный объем пассажиров северных аэропортов по территории области в 2018 году составил 335 тыс. человек или 10% от всего объема авиапассажиров Приангарья; за 9 месяцев 2019 года – 278 тыс. человек или 13%. Основная доля – свыше 90% пассажиров всех авиарейсов, выполняющих свои маршруты через Иркутскую область, приходится на аэропорт Иркутск.
Сегодня все аэропорты Иркутской области нуждаются в реконструкции и требуют обновления. Причем, речь идет как о зданиях аэровокзалов, так и о самих аэродромах. Так, в Бодайбо и Ербогачене взлетно-посадочные полосы до сих пор грунтовые. Усть-Илимский аэропорт сегодня вообще потерял свой статус…За тридцать лет постсоветской реальности очень многое изменилось, и совсем не в лучшую сторону.
Удастся ли Иркутской области сохранить свои аэропорты на севере региона, а население самых отдаленных районов обеспечить доступным авиатранспортом – тема нашего разговора с Александром Арфаниди, начальником отдела воздушного транспорта в управлении водного, воздушного, железнодорожного транспорта и связи министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Байкал24: Сегодня несколько аэропортов на севере Иркутской области находятся в состоянии банкротства. Аэропорт в Усть-Илимске, вообще, исключен из госреестра и был закрыт долгие годы. Скажите, что ожидает наши северные аэропорты: медленное умирание или все-таки есть шансы на развитие?
Прежде всего, необходимо сказать, что практически все аэродромы находятся в федеральной собственности, т.е. взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и все наземные сооружения на аэродроме. За их реконструкцию и ремонт отвечают федеральные органы исполнительной власти. А вот здания и сооружения, в первую очередь, это аэровокзалы с набором инфраструктурных и сервисных служб, находятся в частной собственности. И везде разные собственники. За исключением, пожалуй, группы аэропортов, которые входят в состав ФГУП «Киренское авиационное предприятие». В советские годы это предприятие успешно работало, а вот нынче уже более 10 лет находится в состоянии банкротства. ФГУП «КАП» под своим куполом объединяет аэропортовую инфраструктуру в следующих населенных пунктах: Киренск, Ербогачен, а также Казачинское (п. Магистральный) и Качуг. С 2006 года это предприятие признано банкротом и в отношении него ведутся конкурсные процедуры. Причем, процесс затягивается, время от времени идет смена конкурсных управляющих и проч.
Между тем, деятельность этих аэропортов сегодня поддерживается силами одного из предприятий группы компаний «Истлэнд», т.е. оператор арендует у предприятия-банкрота здания и обслуживает аэропорты. Вместе с тем, банкротство является препятствием для реконструкции аэродромов.
Так, Киренский аэродром уже был внесен в реестр объектов федеральной целевой программы по реконструкции и капитальному ремонту, но в 2016 году он был исключен из этой программы. Причем, как обозначили федеральные органы власти, - именно по причине того, что в отношении ФГУП «Киренское авиационное предприятие» не завершена процедура банкротства.
На самом же деле, речь идет об участке, который уже размежеван. Земля, на территории которой находится взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, места стоянок, перрон - вот этот весь земельный кусок вне конкурсной массы, и неважно, что будет с юридическим лицом. Этот кусок, который и называется «аэродромом», как был в федеральной государственной собственности, так и останется. Ничего теоретически не мешает федерации реконструировать аэродром и вложить в это имущество средства.
Байкал24: Это уже окончательное решение или все же вы со своей стороны пытаетесь убедить федеральные структуры в необходимости взяться за капитальный ремонт?
А.А.: Мы регулярно ведем переписку с федерацией по этому вопросу. Вот и в очередной раз пишем обращение на имя председателя правительства Дмитрия Медведева как раз по теме реконструкции Киренского аэродрома. Да, мы пытаемся отстаивать этот объект. Потому что в Киренске ситуация с полосой очень серьезная. Полоса рушится, крошится, требует немедленных действий по ее ремонту и реконструкции.
В 2016-ом году был сделан ремонт, в ходе которого удалось, как говорится, залатать дыры, но он (ремонт) уже исчерпал себя. Нужно заново и капитально ремонтировать взлетно-посадочную полосу.
Байкал 24: А что с остальными аэропортами, вернее, - аэродромами?
А.А.: В федеральной целевой программе (ФЦП) всего было пять наших аэропортов. После того, как Киренск был вычеркнут, осталось четыре: Усть-Кут, Братск, Бодайбо и Иркутск. Но 01.01.2018г. федерация «убила» ФЦП. Появился новый документ – Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В рамках этой госпрограммы существует комплексный план расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В это план включены три аэродрома Иркутской области – в Братске, Бодайбо и Усть-Куте. При этом, речь идет только о финансировании этих объектов, но что касается Усть-Кута, то в отношении него не обозначены ни объемы финансирования, ни сроки реализации ремонтных работ.
Байкал24: А когда должны быть выполнены работы в Братске и Бодайбо?
А.А.: Еще в 2015-ом году у нас должны были начаться мероприятия по реконструкции Братска, но этого не случилось. Мы писали Медведеву о том, что у нас в программе заложены средства на реконструкцию аэродрома в Братске, но нет никакого движения по реализации мероприятий объекту. В ответ мы тогда получили письмо из Минтранса России о том, что страна готовится к проведению чемпионата мира по футболу, и все деньги уходят на эти цели…
Байкал24: Чемпионат прошел, и что сейчас?
А.А.: ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» является балансодержателем имущества гражданских аэродромов федерального значения, а также аэродромов, реконструируемых в рамках федеральных целевых программ, и заключает соглашения на реконструкцию с подрядчиками. В настоящее время (13.11.2019г.) как раз торгуется лот - заказ на подрядные работы по реконструкции аэродрома в Братске. Указанная начальная стоимость работ в рамках этой закупки – 1 млрд 191 млн рублей. Мы ожидаем, что найдется подрядчик, который выиграет, и реконструкция, наконец, начнется. Если выйдет два – три или более потенциальных подрядчика, кто за меньшую стоимость сможет провести эти работы, тот и начнет реконструкцию.
Байкал24: Каков рынок подрядчиков, которые выполняют такие серьезные работы?
А.А.: Поскольку мы не имеем прямого отношения к строительным работам, то и рынок подрядчиков – это тема коллег, не наша. Главная проблема здесь – в объеме финансирования. Если бы федерация предлагала нормальную, конкурентную смету, могло бы быть больше желающих. Но на практике подрядчики сидят, смотрят, считают и понимают, что им лучше не подавать заявки на участие в этом конкурсе, т.к. они не выйдут даже в ноль, а могут и прогореть... К сожалению, по Братску такая ситуация уже была. Тот конкурс, который сейчас проходит, не первый. Ранее уже был объявлен конкурс на меньшую сумму – 1 млрд 160 млн. Однако никто с такой сметой не заявился на торги. Никому неинтересно за эти деньги работать. Тем не менее, полоса разрушается, изнашивается, и в любом случае нужно делать ремонт, чтобы обеспечить безопасность полетов.
Байкал24: Если конкурс состоится, и подрядчик будет определен, то работы по реконструкции аэродрома в северной столице региона начнутся уже в будущем году?
А.А.: Да, если все пройдет удачно, то мероприятия запланированы по госпрограмме на 2020-21-ые годы. В Бодайбо – позже, на 2023-24-ые годы. При этом, по Бодайбо есть условие, что строительство объекта возможно только в том случае, если проектно-изыскательские работы будут профинансированы из внебюджетных источников.
Байкал24: Собственником аэропорта в Бодайбо выступает также частник?
А.А.: Да, это компания «Полюс». В настоящее время «Полюс» уже заказал у «Красаэропроекта» подготовку необходимой проектной документации для проведения работ.
Байкал24: Какова судьба аэропорта в Ербогачене?
А.А.: Он ни разу не был ни в какой федеральной программе, его федерация вообще не видит, не замечает. Хотя на территории Иркутской области это единственный район Крайнего Севера. Мне хочется подчеркнуть этот момент, т.е. это район, который считается не приравненным к районам Крайнего Севера, а по-настоящему именно таким. При этом, здесь абсолютное отсутствие транспортной альтернативы, кроме воздушного транспорта у района ничего нет. И такое мероприятие, как строительство аэропортового комплекса в Ербогачене, относится к «мероприятиям жизнеобеспечения», то есть к мероприятиям, целесообразность проведения которых не требуется доказывать в отличие от «мероприятий развития».
С 2016 года мы периодически пишем в Минтранс России, а также председателю правительства РФ Д.А.Медведеву о том, что необходимо включить в одну из федеральных программ реконструкцию аэродрома в Ербогачене, в рамках которой можно было бы выделить финансирование на эти цели. Приходили ответы с рекомендациями обратиться с этой темой к крупным предприятиям, присутствующим на территории района, которые там работают по освоению недр и природных запасов.
Байкал24: По Ербогачену, наверняка, нет даже проектно-сметной документации, чтобы понимать о каком порядке цен идет речь?
А.А.: Нет. Собственник ведь там все то же банкротившееся ФГУП «Киренское авиационное предприятие», а в качестве оператора присутствует ООО «Аэропорт Киренск», структура ГК «Истлэнд».
Вот так обстоят дела. Мы продолжим этот разговор и постараемся подробно рассказать о судьбе каждого из северных аэропортов Иркутской области.