Сколько россиян считают себя воспитанными людьми? 92% из 1400 респондентов. Анализ мнений провели специалисты социологического агентства «Вебер». Что такое хамство в понимании россиян и как часто с ним сталкиваются жители страны – в новом исследовании.
«Представления людей об этичном, культурном поведении у всех разные, они часто зависят от среды, в которой находится человек, и многих других особенностей. В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться, примирить нарастающий конфликт как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов. Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством», – поделилась руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
Как стало известно, 89% россиян так или иначе имеют дело с грубостью со стороны окружающих. При этом большинство респондентов считают неприемлемым поведением неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям; оскорбления с переходом на личности; грубость и провокации.
Всего 4% респондентов рассказали, что не сталкиваются с подобным в повседневной жизни. Ежедневно претерпевают такое отношение 15%, несколько раз в неделю – 21%, несколько раз в месяц – 25%, а не чаще, чем несколько раз в год – 29%.
«Мы в школе часто говорим с детьми на тему хорошего воспитания, вежливости, уважительного отношения к другим. Ребята понимают, что именно эти качества отличают воспитанного человека. Мои ученики ведут себя уважительно, и я горжусь ими. Хочется, чтобы они пронесли во взрослую жизнь эти простые правила добра», – рассказала учитель английского языка школы №15 Усолья-Сибирского Оксана Макарова.
Социологическое агентство «Вебер» – совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1400 респондентов старше 18 лет.