Пандемия коронавируса поспособствовала росту уважения к медицинским работникам в обществе, а большинство медиков (61%) испытывают профессиональную гордость за то, что они работают в системе здравоохранения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в июне 2020 года, в преддверии Дня медицинского работника*.
Пандемия изменила отношение многих россиян к медработникам: 44% россиян заявили о росте уважения к медицинским работникам, среди самих медиков о замеченном росте уважения к себе и своим коллегам заявили 32%.
Более половины медиков (54%) считают, что система здравоохранения в России справилась с пандемией так же, как и в большинстве других стран. 24% медработников полагают, что российская система здравоохранения справилась с пандемией лучше, чем в других странах, 22% придерживаются обратного мнения.
Позиция россиян совпадает с позицией медиков: большинство (60%) считают, что российская система здравоохранения справилась с пандемией так же, как и в большинстве других стран, при этом каждый пятый (18%) полагает, что наша система здравоохранения справилась с пандемией лучше, 22% – хуже, чем в других странах.
В целом большинство россиян (66%) отметили, что их отношение к системе здравоохранения не изменилось, 16% заявили об улучшении отношения, 18% – об ухудшении.
Галина Карелова, заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ:
«В период пандемии медицинские работники ежедневно боролись за жизнь и здоровье граждан, пенсионеров, инвалидов, детей. Все медики проявили мужество, профессионализм и преданность своей профессии – лечить и спасать людей. Несомненно, уважение и доверие к врачам всегда было очень высоким, но сейчас мы с особенной благодарностью и гордостью относимся к их благородному труду.
Система здравоохранения оперативно среагировала – быстро перестроена работа медицинских организаций, за считанные недели была развернута сеть стационаров, клиник и обсерваторов, принимались безотлагательные меры и по поддержке самих врачей, в том числе установлены стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительные страховые гарантии.
Все это позволило не допустить масштабного роста заболеваемости, сделать все возможное, чтобы пациенты не остались без помощи. Эпидемия, безусловно, оказала влияние на систему здравоохранения. И в дальнейшем нам предстоит серьезная работа над модернизацией инфекционной службы, совершенствованием системы обязательного медицинского страхования и многое другое».
Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований, Аналитический центр НАФИ:
«В условиях пандемии COVID-19 российская система здравоохранения подверглась серьезным испытаниям. Отношение к медицинским работникам со стороны российского общества стало более внимательным. Можно сказать, что система здравоохранения приобрела “человеческое лицо” – через личный опыт, опыт знакомых, информацию в социальных сетях, в СМИ. Граждане стали свидетелями того, с какими трудностями сталкивались российские медики, и это не оставило практически никого равнодушным.
В системе здравоохранения произошли изменения: в частности, рывок в развитии дистанционных медицинских сервисов, причем как государственных, так и частных. Если раньше консультирование пациентов онлайн не поощрялось, и консультация часто сводилась к совету посетить врача, то сейчас вполне реально получить схему лечения и список необходимых препаратов. Предполагаем, что и после пандемии эти сервисы не утратят актуальность, а будут развиваться в направлении внедрения инноваций и технологизации».