Минпросвещения России анонсировало новый единый учебник истории для школьников. Он уже успел подвергнуться критике, причем со стороны тех, кто его даже не читал. На негативные комментарии в своей статье ответил член научного совета РВИО и один из авторов учебника Юрий Никифоров. Свое мнение также высказал заведующий кафедрой истории и философии ИРНИТУ Павел Новиков.
Как поясняют авторы, основная идея пособия заключается в том, чтобы дать школьникам адекватное представление об истории нашей страны и обратиться к параллелям с тем, как шло развитие мировой цивилизации. Создатели учебника утверждают, что в нем впервые была синхронизирована история России и Всемирная история, а материал систематизирован и позволяет ученикам составить максимально полную картину. Более того, он соответствует историко-культурному стандарту, облегчает процесс сдачи ЕГЭ и подготовки школьников к нему.
Идея вернуться ко множественным учебникам некоторыми оценивается скептически. Ведь тогда каждый трактует историю как хочет, а весь предмет переходит в статус факультатива, ЕГЭ для поступления в вуз сдать становится слишком проблематично. Но к такой критике имеются основательные контраргументы. Завкафедрой истории и философии ИРНИТУ Павел Новиков выполнил анализ и в числе прочих выводов привел следующие умозаключения:
«Главная инновация в том, что учебник унифицирован, теперь нет конкуренции между альтернативными линейками и методическими школами. Это делает проще процесс адаптации при переводе ученика из одной школы в другую. Единый массив информации поможет готовиться ребятам к сдаче ЕГЭ, а оценить знания будет легко КИМами. Что касается содержания учебника, то он по-прежнему соответствует историко-культурному стандарту, сохранен тот же самый перечень событий, персоналий, трактовок, которые были и раньше», – отметил эксперт.
По словам Юрия Никифорова, новый учебник, в отличие от всех предыдущих, доведен до самого последнего времени, то есть фактически он хронологически продлён. Новинка — рассказ о событиях СВО и причинах, которые к ним привели. Опять же в историческом контексте.
Отвечая на претензии по содержанию учебника, многие эксперты говорят, что по факту в нём ничего не очерняется и не обеляется. А акценты «хорошо» и «плохо» расставляют учитель вместе с учеником в процессе обучения. В частности, критики упускают из виду тот факт, что учебник составлен с использованием современных технологий, например QR-кодов, ведущих к тематическим материалам. Там много иллюстративного материала и графиков. Таким образом, школьник никак не ограничен в информации и при желании может черпать из авторитетных источников дополнительные знания по интересующим темам.
«Основной вал придирок к содержанию учебника представляет собой обвинения не по поводу того, что в учебнике есть, а по поводу того, чего в нем нет. Прежде всего – «правильных» с точки зрения критиков оценочных суждений», – подчеркивает Юрий Никифоров. Единый учебник истории, тем временем, не политизирован: информация изложена в нем последовательно и без навязывания определенных идей.
Он добавляет, что госучебник – это результат объединения и доработки двух лучших линеек, а над пособием трудились десятки профессионалов. Цель учебника – научить школьников думать, анализировать и делать выводы.